Ирина РЕПЬЁВА "Идеализм - в хорошем смысле"

Ещё несколько месяцев назад не знала я, что помимо духовного престола Пресвятой Богородицы в Дивеево, в России существуют ещё один главный. Что если Пресвятая Богородица ежедневно проходит по Своей Святой Канавке в Серафимо-Дивеевском женском монастыре в Нижегородской области, то в селе Годеново Ярославской уже шестое столетие священнодействует Животворящий Крест Господень.

Но сначала два слова о Дивеево. Одна московский экскурсовод привезла сюда недавно группу столичных бухгалтеров. Пошли они по Богородичной Канавке, читая «Богородице Дева, радуйся…», и вдруг открылось для них, откликаясь на слова молитвы и высокое чувство паломников, само Небо, и увидели они на нём Пресвятую Богородицу, стоящую на воздухе.

Около получаса длилось это видение. А исчезло только тогда, когда те, кто не смог увидеть «благодатную Марию», занервничали: «Сколько можно стоять на одном месте?» Тогда маленькая девочка, чистым глазам которой тоже открылось это чудо, спросила взрослых: «Как же мы можем уйти, если Богородица с нами?» После её слов образ Божьей Матери сделался невидимым.

Так что, Она, действительно, с нами, с православной, возрождающейся из духовных руин Россией.  

Но что представляет собой Ярославский престол Сына Божьего?

Это деревянное Распятие, сделанное по византийскому образцу. Без тернового венца, с нимбом вокруг головы. Тело Господа имеет почти человеческую теплоту: даже тогда, когда в храме до возобновления службы в нём, стоял ледяной холод, Распятие вместе с фигурой Господа на нём не остывало.  

   

с. Годеново. Животворящий Крест

Казаки несут возле святыни постоянную службу

    Москва была названа «Третьим Римом», конечно же, не ради красного словца. В 1423 году, ровно за тридцать лет до падения Византийской империи, через бедных ярославских пастухов был передан нашей Родине Богом символ Его высшей духовной власти на Земле – это Распятие.

Явление Чуда было воистину необыкновенным. Случилось оно на Сахотском болоте, километрах в пятидесяти от Переславля-Залесского. Места здесь и сегодня раздольные, величественные, огромная топь. Медленно, словно на ощупь, пробирался по узкой грунтовой дороге к месту явления Креста наш паломнический автобус. В сырую погоду и в снег сюда на транспорте и не доберёшься.

Сахотское болото. Вид из окна автобуса

Но именно тут, в воздухе, над этими просторами, пастухи и увидели «с Греческой стороны свет неизреченный от неба до земли». Простецы наши крещённые сразу поняли, что это видение духовного свойства. И решили пробраться козьими тропами поближе к середине топи, чтобы «узреть и проповедовать славу Божию», говорится в описании этого события. И вот, Крест опустился перед ними «посреди света на воздухе», и на нём разглядели они «образ распятия Господня, Лик Божий», а перед Крестом стоял Чудотворец великий - Николай со святым Евангелием в руках.

Пастухи были настолько потрясены этим видением, что упали на землю, точно мёртвые, «на долг час». Может быть, потеряли сознание. А когда пришли в себя, услышали глас Божий, исходящий от Креста, Сын Божий живым был на этом Распятии: «Будет на сём месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верой приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы».

Дошла весть от пастухов до самого епископа Ростовского. Повелел он поставить на месте явления Креста Никольскую церковь. Но пробираться с брёвнами и инструментом до центра болота было невозможно. Храм заложили в километре от места обретения святыни. К утру вся постройка исчезла! Пришли мастера на стройку, а ни Креста, ни нескольких ярусов поставленной ими деревянной церкви! Напал на плотников страх. Стали они искать пропажу и обнаружили её на том месте, где было явлено пастухам Чудо. И тогда уж перед этими русскими мастерами опустился светящийся Крест с неба, и опять был словесный приказ Господа людям: заложить храм здесь.

А ночью - новое чудо: вода из топи частично ушла! Сама, без землетрясения и засухи. Открылись борозды на земле, вода по ним из болота и убежала. И ушла она ровно настолько, чтобы обнажился на месте явления Креста пригорок. Так что, храм встал на сухое место, хотя и в окружении топи. Ныне тут мужской монастырь Сошествия Креста, а крохотная деревушка называется Антушково. Это места Ивановской области.

На подъезде к монастырю хорошо виден обнажившийся в результате Чуда Божьего пригорок. Село Антушково

 

Но не в этом мужском монастыре хранится ныне оригинал Креста, а в женском, на подворье Свято-Никольского монастыря, что возрождается в Переславле и в Годеново. В Антушково пребывает чудотворная копия Креста. Почему так, рассказ о том впереди.  

 

д. Антушково. Монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте

Ивановская область. Копия чудесно обретенного Распятия 

Надо заметить, что явление византийского Креста в России в 1423 году не было случайностью. Всё, что явлено человечеству Небом, глубоко духовно и символично. В те, далёкие от нас столетия, Господь искал и утверждал на Земле свою новую духовную мировую столицу. Византийская империя ослабла, а потом и пала - в 1453 году.

Приходила она в ветхость постепенно. Сначала отдала внешнюю торговлю в руки инородцев. Потом армию – олигархам. И настал такой роковой день, когда императору пришлось обратиться за помощью, для отражения внешнего противника, к католикам. Те потребовали от Византии принятия унии.

И вот, когда главный храм Константинополя, Святая София, опустел, потому что уже полтора года в нём служили священники-униаты, а народ православный ходить сюда брезговал, в одну из майских ночей, примерно в то самое время, когда Крест явился на Сахотском болоте, окна Святой Софии осветились. Неизреченное пламя стало видимым образом, на глазах у свидетелей, выходить из храма и подниматься к небу сквозь окна, пока не ушло совсем.

Так, зримо и покинула Византию Благодать Божья - третья ипостась Пресвятой Троицы – Святой Дух. Так униатская империя была лишена благословения Господня, Небо отступилось от Византии за предательство ею веры православной. И Сын Божий начертал Свой Крест на северном, русском небе.

На место явления Креста мы ехали в самый праздник Крестовоздвижения. Потому, быть может, нашим экскурсоводом оказался не кто-нибудь, а Владимир Михайлович Курылёв - полковник запаса ВВС, член центрального Совета общероссийского общественного движения «Россия Православная». Это благодаря его изысканиям, в памяти наших современников воскрешены события пятисотлетней давности, подзабытые в советское время. Это В. Курылёв написал книгу о Животворящем Кресте, которая легла в основу документального фильма «Небом явленный Крест». От Владимира Михайловича мы и узнали, что  впервые Крест как символ непобедимой духовной и воинской власти христиан был явлен императору Константину в Византии в 312 году, накануне решающей битвы. Силы его армии и армии его врагов не были равными: 188 тысяч человек против 25 тысяч, верных Константину. И тогда в огненном Кресте явился императору Сын Божий и обещал, что если тот будет верным Ему и в знак этого начертает на своих знамёнах Крест, с Крестом победит любого противника. Условие это было принято, и императору Константину удалось невозможное: малыми силами он разбил врага. В 313 году равноапостольный Константин издал в Византии вердикт о веротерпимости, и православных перестали преследовать.

   Сколько-то времени спустя его матери, равноапостольной императрице Елене, приснился сон, который говорил ей, что она должна отправиться в Иерусалим на поиски Креста, на котором был распят Господь. Некогда иудеи, желая скрыть место казни, зарыли Крест на Голгофе вместе с крестами разбойников, казнённых одновременно с Сыном Божьим. После рассеяния иудейского народа, на Голгофе появилось идольское капище. Но когда Византия начала раскопки, она обрела подлинное Распятие.

В поисках Креста Господня участвовал и Патриарх Иерусалимский Макарий I. Он и посоветовал прикладывать все три найденных креста к смертельно больной женщине. Исцелил её только один – Крест Сына Божьего. В честь этого события был установлен новый христианский праздник - Крестовоздвижения: праздник торжества Силы и Мощи Животворящего Креста.

Сцена распознавание Креста

Владимир Курылёв - математик. Он верит в математические закономерности, которые обычные люди не замечают. Ему и пришло в голову посчитать, что если от 1423 года отнять 312 лет, получится интересная дата в русской истории – 1111 год. Именно в этот год, ровно за две недели до того, как великий князь Владимир Мономах нанёс ощутимое поражение половцам, в небе над Уделом Богородицы - Киево-Печерской лаврой - появился огненный столп. Он стоял в воздухе несколько часов, а потом на глазах у множества людей переместился на Восток, словно показывая, куда будет перенесен духовный центр Руси. Киев к тому времени был изрядно пропитан ростовщическим духом, превратился в крупный невольничий рынок.

У Бога всё духоносно, всё указывает и предвосхищает Путь. Поэтому обратимся ещё к одной дате.   Примерно за 40 лет до явления Животворящего Креста в нынешней Ярославско-Ивановской земле, из Константинополя ушла по водам и воздуху икона Божией Матери, которую мы, русские, именуем Тихвинской. Она сама покинула храм в Константинополе. Спустя время её увидели в пределах наших северных княжеств. Всё повторялось: икона повела себя точно так же, как храм на Сахотском болоте. Когда местные рыбаки и князь пожелали поставить церковь в честь иконы не на болотных кочках, а на сухом месте, и чудотворная икона, и первый ярус заложенного храма переместились на болото, место обретения образа Божией Матери. Вспомним, что «рыбаки» были в Евангелии апостолами, а «пастухи» первыми заметили в небе Вифлеемскую звезду, «плотником» же был Христос.

Сама икона эта необыкновенна, один из написанных ещё при жизни Богородицы святым апостолом Лукой. В Византию образ был перенесён в пятом веке из Иерусалима. В Константинополе в его славу воздвигли Влахернский храм. И вот в 1382 году, через два года после Куликовской битвы, он был обретён на Руси над водами и топями Ладожского озера. Об этом чуде узнал великий князь Димитрий Донской и, конечно же, повелел отметить место явления иконы Богородицы новым храмом во славу Божью.

Фото Креста (слева).  Животворящий Крест в с. Годеново сегодня (справа)    

Но вернёмся к событиям на Сахотском болоте. Деревянную церковь во имя Николая-чудотворца поставили, Распятие укрепили у стены для народного поклонения, но описание множества давних чудес, случившихся в храме по Воле Божьей, не дошло до нас, потому что через 80 лет храм сгорел.

Священнослужители спасали тогда иконы, церковную утварь, книги, пытались вынести из огня и Животворящий Крест, но он словно железным сделался – поднять они его не смогли и силой нескольких человек. Казалось, святыня исчезла в огне, она утеряна безвозвратно. Все пребывали в горе. Но едва остыл пепел, Крест был обретён заново, он нисколько не пострадал от пламени. Так Господь ещё раз явил Свою Мощь, которая сильнее беспощадных сил природы, сильнее огня вещественного, тварного.

А вот более поздние чудеса, относящиеся к концу семнадцатого – началу восемнадцатого столетий,  в книге записей сохранились. 

Так Животворящий Крест Господень был изукрашен нашим богомольным народом в начале ХХ века   

В 1674 году жена дворянина Авраама Боровитинова, Феодосья, сделалась вдруг «испорченной»: «кричала всякими разными голосами, зверями и скотами, и птицами, и собакою лаяла, и медведем ревела, и волком выла».

В это время были явлены мощи суздальского чудотворца Евфимия. Прикосновение к ним изгоняло бесов из множества одержимых. Святой Евфимий и Николай-чудотворец  и явились во сне Авраамию Боровитинову. И повелели, чтобы жена его шла пешком к образу Животворящего Креста Господня и чудотворной иконе Святителя Николая на Сахотское болото: тут «Крест Господень простит её, рабу Божию, скорбящую Феодосию, и от скорби освободит», - сказали они.

Обрадовавшись этому известию, дворянин Боровитинов повёл свою супругу в Никольский храм. Здесь стали служить Кресту церковную службу, и во время молитвы бес невыносимо мучил несчастную женщину. Кричала она его голосом:  «Ох, тошно, ох, тошно. Откройте окошки и двери отворите, и люди все от дверей отыдите. Куда мне будет улететь, чтобы нечистый дух ни к кому не прикоснулся».

Бес вышел из женщины, имея вид пара. А перед этим, мучимый нетварным светом, невидимым для людей, но видимым для бесов, - светом, сходящим от Креста, бес признался, что навела порчу на Феодосью дворовая девка её брата.

Другой случай чудотворения связан с ограблением Никольской церкви. Её ограбила шайка разбойников. Воры сняли драгоценности и с Креста, и с иконы Святителя Николая. В частности, унесли цату - драгоценное украшение, прикреплявшееся к окладу иконы возле шеи иконописной фигуры.

Узнав об этом, Авраамий Боровитинов собрал всё серебро, что было в его имении, и послал слугу своего Василия в Ярославль сделать новую цату. Поспешил Василий исполнить поручение. А как возвращался с цатой, надолго застрял на берегу реки, не имея возможности  перебраться на другую сторону, и он «пребысть печален на долг час». Тогда  «Божиим устроением и молитвами святителя Николая той плот отвязался от столба» и сам пришёл к Василию.   

 

Никольский погост. с. Антушково. Фото начала ХХ века  

В 1694 году церковь опять ограбили. «Монисты, кресты, и жемчуг, и деньги – всё покрали», но венец на святителе Николае и цату его брать побоялись. Да и Крест не пострадал. Верили, что разорять его – грех.

Наказание не заставило себя ждать. Короткое время спустя один из супостатов «начал печалиться и тосковать», и дошёл таким образом до исступления ума. Другой поссорился со своим соседом по пашне и был убит им. Третий разбойник был пойман в Москве и казнён с товарищами по новой шайке: «… и по государеву указу по многим городам и по сёлам вершены были смертию: вешаны, а иным головы рублены, и руки, и ноги» - в назидание другим. Бог и Церковь поругаемы не бывают.

А вот ещё чудо. В 1715 году нищелюбивый местный житель Иродион - «душеполезных книг усердный читатель», входя в какой-то храм, ударился о помост церковный так, что отнялся у него ум, «язык заключися». Пробыл несчастный в таком состоянии 10 дней. Когда узнали его домочадцы, что есть такая Никольская церковь с Животворящим Крестом, привезли сюда Иродиона, а иереи начали творить службу во спасение болящего. 

В эти часы увидел Иродион в Никольском храме Господа на Кресте как живого. Ожила сама евангельская сцена распятия: Крест, Господь на нём, справа от Креста - Богородица, молящаяся Сыну Своему за весь мир, с крестообразно сложенными на груди руками. Увидел Иродион и ковчег живоносной воды, живокипящий, клокочущий пред образом Пресвятой Богородицы Казанской. И живого Николая-чудотворца, поющего хвалебное и просительное слово Животворящему Кресту вместе со священниками этого храма. Через видение этих чудесных картин и пришёл болящий в здравие.

Другое чудо было таким.

Женился хозяин постоялого двора. А вскоре жена его, Анна, как будто ни с того, ни с сего сошла с ума. Стала сестра её молиться о её выздоровлении перед Животворящим Крестом - Анна пришла в себя. И рассказала священнику, что пострадала за своего мужа. Он убил путника, остановившегося у них на дворе. Анна так переживала от этого, что помутилась в разуме.

На убийцу возложили церковное покаяние – канон держать и приказали «впредь таких дел воспрети творите». На каторгу его не сослали, видимо, потому, что через болезнь жены он уже пострадал за своё преступление. А через её выздоровление, дарованное Крестом, получил отпущение грехов от Самого Господа. Так творили суд наши боголюбивые предки.

В 1712 году сошла с ума некая Мария. Она пошла на источник «платье мыти» и внезапно прямо на берегу сделалась бесноватой. Когда через приложение к Кресту, пост и молитву свою и мужа Мария вновь обрела разум, она рассказала во всех подробностях, за что ей было попущено это страдание.  

На источнике её внезапно осиял неизреченный свет. Посреди света явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Почто согрешаете и гневаете Творца своего и Бога»: «и святого тридневного воскресения Христова не почитаете, и в праздники Господни и мои к церкви Божией не приходите на молитву… в воскресные дни платье моете, и песком мои очи заграждаете.

Господь дал христианам шесть дней недели, а седьмой - на молитву ему, - продолжала выговаривать Марии, скорбеть Пресвятая Богородица: - …  а вы вместо этого приносите Богу всякие неправды, обиды и ненависти; судии суд творят и судят по мзде, а не по правде, правого обвиняют, а виноватого оправдывают мзды ради; простой народ всякие неистовства и беззакония творит, за что им уготована мука вечная».

Вот оно, честное, строгое и справедливое, подлинное Слово Богородицы, обращённое к русскому человеку! В 1423 году Крест Господень был дан нам для того только, что нашим идеалом стала Святость, - Святость не на словах, а на деле, святость каждого русского.

А это значит, по словам Пресвятой Богородицы: «Христово воскресение почитате, ко святой Божией церкви приходите на молитву, и милостыню убогим подавати, церковный чин почитате, тыи  бо суть слуги Божии, и ко ближним своим, и ко всем православным христианам мир и любовь нелицемерну творите».

Но во времена поздние многие в народе нашем стали отходить от Пути Божьего, от исполнения Его заповедей, пренебрегать своим долгом Спасительному Кресту.

Сделав на некоторое время Марью безумной, Силы Небесные явили нам внутреннее состояние душ, повреждённых небрежением и духовной леностью. А едва Мария осознала свой грех и устрашилась ему, он был ей прощён, ибо Милостив Сын Божий.

Считаться Его народом  – и честь великая, и ответственность огромная. За это спросится. Собственно, сам Животворящий Крест – это символ перерождения души человеческой, преображения её.

Даже от фотографического изображения Креста ощутимо исходит светлая благодатная сила. По вере она даётся. Поэтому то появляется, то исчезает в нашем восприятии.

Да и слова молитвы, обращённой к Распятию, полны энергии, облагораживающей сердце и ум:

«О дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоставный Крест Христов, у подножия твоего во прах распростёртый, поклоняюся ти, честное Древо, отгоняющее от нас всякое демонское стреляние и освобождающее нас от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо жизни, ты еси очищение воздуха, освящение святаго храма, ограждение нашего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств.

Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения, оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше и на водах, оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой, оно бо, святое знамение Чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и праведнаго Суда Божия.

О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу твою, огради мя от всякаго врага и супосата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй спаси мя, грешнаго. Аминь».  

Это клятва верности. Это просьба о помощи. Когда ты устал, когда опустошён, когда в твою ослабевшую душу начинает проникать злоба мира сего, уныние или отчаяние от мысли, что грех в народе и в тебе самом непобедим, - от слов молитвы, доходящей до Престола Сына Божья, исходит сила инобытия, освещающая душу человека на Земле. Буква источает энергии Божественные, ибо даны человеку Богом для связи с Ним.

Потому Крест и был явлен русским, что мы стремились к идеалу преподобия, преподобия Ему. Отношение к Кресту – отношение к идеалам наших предков.

Мы и старались быть преподобными в середине 15-го века, когда все силы народа были направлены к освобождению от иноземного владычества. Мы жили тогда в духовном напряжении сил физических и душевных.

Ради этого старались мы быть подобными Ему - чтобы удостоится Его Помощи. Тогда христиане понимали: жизнь за веру – это жизнь за Отечество.

Отправляясь в стан ордынцев, князь Михаил Черниговский знал, что будет распят, и заранее взял у священников благословение на смерть. Подобно тому, как поступил в 1905 году император-страстотерпец Николай Второй.

Да, можно было поклониться болвану языческому, а потом покаяться в этом на исповеди и быть прощённым. Но для князя Михаила отказ от веры был предательством Бога, Его поношением. Князь принял смерть, мученичество, но не поклонился демоническим силам. И за эту его готовность к мукам Бог дал нам Победу над Золотой Ордой в 1480 году.

Жизнь даруется только тем, кто готов умереть.

Говорят: Крест Господень – твердыня. Но он твердыня только для твёрдых в вере.

И как только люди допускают небрежение к святыне предков, Бог оставляет их.

... Письменная история пребывания Животворящего Креста в России несколько раз прерывалась. Московский окольничий Пётр Лукич, прибывший к Кресту во второй половине семнадцатого века, был поражён тем небрежением, в котором находилось чудотворное Распятие.

Разные люди доносили Петру Лукичу истории о Кресте, когда он жил ещё в Москве. В 1667 году решил князь своими глазами увидеть это Чудо. Думается, что его интерес к святыне объяснялся тем, что он, генерал, ходивший с полком против поляков и шведов, понимал Цену Победы. И знал не понаслышке о том, как легкомысленны люди, как быстро они забывают цену жертвы своих предков. Он хотел быть уверенным в том, что катастрофа великой Смуты не повторится, что кровь русских проливалась не напрасно. Он искал той твердыни, на которой можно было бы упокоить плоды огромной народной жертвы. Великая Смута не окончилась в 1612 году. Города русские приходилось освобождать из иноземного владычества и десятилетия спустя. И Пётр Лукич отдал этому много своих сил.

 

Никольский храм на Сахотском болоте в советскую пору

Он получает отставку у государя Алексея Михайловича и везёт своих домочадцев на Сахотское болото. Сам лично удостоверился в полной заброшенности святого места. Даже местный иерей не смог поведать ему историю обретения Креста. Негодуя, Пётр Лукич потребовал привести к нему сведущих людей. И такой человек отыскался. Он жил в монастыре, в Ростове. Игумен тамошний Исайя был из рода священников Никольского храма. Он и поведал генералу о том, что слышал от своего отца и деда – схимонахов Игнатия и Варлаама. Пётр Лукич не просто выслушал рассказ, он его записал и сохранил для потомков.

Ведь если посмотреть на великую Смуту начала семнадцатого века через призму сказания о Животворящем Кресте, становится понятно, почему та оказалась возможна.  Мало кто придавал значение тому, что в Никольском храме уже более двухсот лет пребывает Своим Духом Сын Божий, столь явно вышедший к русским в 1423 году, когда они боролись с монголами. Люди пренебрегли залогом нерушимости своего государства! Забыли слова Спасителя: «Будет на сём месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верой приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы».

Страждущие прикоснуться к святыне в наши дни

В начале ХХ столетия мы всего лишь пережили то, что уже испытали раньше: стали созидать «новую Россию» не на твердыне веры, а на самонадеянности человека.

Как верно заметила составитель книги о Кресте «Величайшая святыня» Е.К. Бессмертная, великий государь Василий Третий (царствовал с 1505 по 1533 год) был последним князем, заслужившим прозвание «благоверный». То есть, прославленным Церковью за праведную жизнь. Воплотившим идеал святого преподобия на примере собственной личности.

После 1533 года идеал остаётся только идеалом. А ведь вторая половина шестнадцатого века предшествует великой Смуте начала семнадцатого.

Раздвоенность между христианским идеалом поведения и жестокой барственностью хорошо видна уже в судьбе сына Василия Третьего, Иоанна Грозного. Тяжела шапка Мономаха. Но Господь требует от нас служения Истине и в самых суровых условиях. Только на этом основании Он и способствует строительству великого государства.

 

Духовные дочери монахов мужского монастыря Сошествия Креста

Монастырь Сошествия Креста в праздник Крестовоздвижения 2013 г.

Через сто лет после посещения Петром Лукичом Никольского храма на Сахотском болоте, в 1776 году возводится здесь, вместо деревянного, каменный пятиглавый храм с колокольней. В 1824 даже замыслили поставить тут монастырь, возвели братский корпус. Почему не довели дело до конца, неизвестно, а в 1917 году было положено начало новому разрушению.

С этого времени судьба Небом явленного Креста тесно переплетается с Годеновским храмом Иоанна Златоуста, где Крест пребывает ныне.

До революции церковь Иоанна Златоуста села Годеново была богатейшей: тут была собрана крестьянами библиотека, множество икон, церковной утвари. Но в 1929 году власти арестовывают священника Александра Воскресенского – служения в храме прекращаются. В 1930 году прекращаются они и в Никольском храме, где стоял тогда Животворящий Крест.

Над Крестом совершается глумление. Его пытаются сжечь. Обливают соляной кислотой. Рубят топором. А святыня точно из металла вылита: изуверам удаётся всего лишь отрубить один мизинец на ноге Христа. Сын Божий словно переживает второе распятие. Народ русский будто кто-то под руку толкал: распни, распни Его и ты, возьми на себя Кровь Его; ведь если возьмёшь Её на себя, и ты окажешься в рассеянии - русского народа в России не станет. Бог тебе злодеяния не простит.

И кто знает, не ушёл ли бы Крест из России навсегда, как ушла из Византии чудотворная икона Божьей Матери, названная нами Тихвинской, если бы не верующие.

Когда изуверы, не зная уже, как и погубить, оскорбить Крест, бросили его в болото, именно годеновские молитвенники ночью, тайно, всем миром вызволили святыню из воды и грязи, очистили, омыли и отнесли в село Годеново, где спрятали. Участвовал в этом и председатель колхоза Василий Фомин, и крестьяне Долотцевы, и староста храма Иоанна Златоуста Василий Сметанин, и Фаина Жилова… Много их было – честных русских людей, не испугавшихся тогда расправы над собой, понимавших, что Руси без Креста долго не простоять.

Вот он, текст Тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Откровеннее не скажешь: Россия охраняется Крестом.

Пятьдесят лет ждал Господь, пока тот, кто отрубил мизинец на Его ноге, покается. Не дождался. И пришла расплата. Когда Александр Сорокин рубил что-то топором на своём дворе, то отрубил себе мизинец, и через три дня скончался от гангрены. Сорокин глумлением над Крестом подчас даже бахвалился. 

После Великой Отечественной войны кое-кто из местных жителей решили сорвать с Никольского храма крест и колокола. Всех участников этого кощунства постиг конец. Один человек к вечеру того же дня утонул, другой сорвался с колокольни.

В 60-70-х годах прошлого века военные превратили Сахотское болото в свой полигон, а  каменный пятиглавый храм - в груду битого кирпича.

Реставрация церкви началась только в 2001 году.

Что же касается Годеновского храма, то постепенно в рукописной книге о чудесах, явленных Крестом уже в наши дни, появились новые страницы.

Прибыли сюда, например, паломники из Москвы. Выдали им освещённого масла. Стали они его разливать, пытаясь разделить между сорока человеками. И когда измерили объём разлитого, выяснилось, что разлили они больше, чем получили. Евангельская история повторилась! И как это напоминает знаменитое на весь мир Ланчанское чудо!

В 8 веке в храме итальянского города Ланчано Сан-Легонций во время совершения таинства Евхаристии один из священников засомневался: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом Хлеба и Вина. И тогда Хлеб в его руках превратился в Плоть, напоминающую мышечную ткань человеческого тела, а вино в сосуде - в Кровь. Вот уже двенадцать веков хранятся они в этой церкви.

В семидесятых годах прошлого столетия святыню стали изучать учёные. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, паталогической гистологии, химии и клинической микроскопии, заявил, что Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. В ней есть и протеины, и минералы - в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях.

Когда же Кровь Христа приводят в жидкое состояние, она становится годной для переливания, обладает всеми свойствами свежей!

Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, получил такие же результаты.

В 1981 году результаты были подтверждены.

Святая Кровь свернулась в пять шариков разной формы - каждый из них весит столько же, сколько пять вместе!

Не это ли произошло и у нас, в Годеново, в храме Иоанна Златоуста, где стоит ныне Животворящий Крест Господень? Вот только чудеса происходили с освящённым маслом.

Привезли сюда в наши дни одного москвича-«афганца». Давно уж был он прикован к инвалидной коляске. А привёл его в Годеново сон. Явился ему во сне Николай-чудотворец и обещал выздоровление от Животворящего Креста. Рассказал и о том, как доехать до Годеново.

Слова святителя сбылись. После литургии и причащения молодой человек стал двигаться более самостоятельно, а потом и вовсе отказался от инвалидной коляски.

Привозили сюда два месяца подряд, раз в неделю, и младенца, получившего родовую травму. Акушеры перебили ему нерв на руке, и та стала неподвижной. Каждую ночь его мама читала у колыбели малыша молитву, посвящённую Кресту. В храме – Акафист, Крест славящий. И однажды после молебна прямо в храме младенец поднял свою ручку.

Привезли, раз, паломники в Годеново и бесноватую. Она даже подойти к Кресту не смогла, всё кричала хриплым мужским голосом: «Здесь святыня большая, и в Иерусалим ездить не надо! Здесь Господь, здесь! Я раньше был светлым ангелом, да возгордился, спал с неба и вот теперь петухом кричу».

«Здесь Господь!» Значит, с нами.

Удивительно мир устроен! Если мы не верим в Помощь Свыше, то и Бог рядом с нами точно бессильным становится. Перестаёт творить чудеса. Чтобы Чудо совершилось, надо соединить усилия человека и Бога. Но если вера наша огромна, то Бог творит для нас невозможное.

Маргарита была преподавателем. Попала в ДТП - стала инвалидом. Муж отвернулся от неё, родственники называли её ненормальной. У неё была нарушена речь. Правая рука не двигалась.

Трудно было женщине приехать до Годеново, но всё же оказалась у Креста и она. Тут, в храме, подошёл к ней какой-то старичок, отвёл в сторону и попросил не оставлять надежд. После долгой беседы с Маргаритой он исчез. Группа паломников, находившаяся в храме, всё время была рядом с Маргаритой, а вот старичка не разглядела, не увидела даже. Точно пребывал он в иной реальности, пока утешал несчастную. И она – вместе с ним.

Но беседа помогла: из храма Маргарита вышла другой, и рука у неё стала работать, и речь улучшилась, и ноги ожили. Потом речь и вовсе наладилась.

Таких историй много…

Мы были в храме Иоанна Златоуста, когда он был по-праздничному переполнен. Множество паломников шли сюда потоком. Одни входили, другие выходили. Но дочь моя смогла причаститься: не зря готовилась, постилась. А мы с мужем встали в очередь и очень скоро приложились к Распятию. Для этого напротив ног Сына Божьего открывается стеклянное окошко. Настроение было приподнятым, хотя тогда мы знали о чудотворном Кресте немногое.

Вернулись домой, и так случилось, что я забыла о том, куда положила фотографии Креста. Прошло несколько дней, беру в руки какую-то книгу, чтобы почитать её, и не понимаю, что со мной происходит: огромная радостная сила хлынула в душу, сотворив из ней тёплое, умиляющееся, и как будто без причины праздничное настроение. Что такое? А это давали знать о себе забытые между страницами фотографии Креста, с молитвой на оборотной стороне. Взяла их - и руки потеплели, не только сердце. Показалось, рядом со мною - мама, смотрит на меня, гладит ласковым любящим взглядом. Но смотрела не она. Смотрел Христос. Он, и распятым, любил нас.

  

Крестный путь Спасителя

Настенная роспись храма святителя Иоанна Златоуста. С. Годеново

С. Годеново. Храм Иоанна Златоуста

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика