Герман Огородников "От первого лица"

Известный художник-иллюстратор Герман Иванович Огородников рассказывает о своём детстве, о том, как он стал художником, о советских журналах "Пачемыш", "Хэнек", "Чаян", "Крокодил", с которыми он сотрудничал, о работе над иллюстрациями для детских книг. 

Ирина РЕПЬЁВА "Впечатления о Четырнадцатом съезде Союза писателей России"

Ирина РЕПЬЁВА  

Впечатления о Четырнадцатом съезде Союза писателей России

 

Около двухсот писателей собрались 21 октября 2013 года в Калуге для участия в 14-ом съезде писателей России. Почему именно в Калуге, легко поймёт любой воцерковлённый литератор. Калужская земля обильно освящена молитвами четырнадцати Оптинских старцев, старицы из села Клыково - матушки Сепфоры, молитвами Шамординских монахинь, святых Пафнутия Боровского и Тихона Калужского… Это по их зову Небо сходит на землю. Им являлась Пресвятая Богородица, показывался и Господь. Да и усажены здешние обители на Калужской почве так часто, что тут чуть ли не монастырь с монастырём колокольным звоном перекликаются. Это радостный уголок России.

И что ни святой - то книги о нём, духоносным словом которых окормляются не только калужане, но и сотни тысяч паломников из других областей нашей страны, из зарубежья. Именно проникновенное слово русских святых привлекало к здешним монастырям и Николая Васильевича Гоголя, и Фёдора Михайловича Достоевского, и Константина Николаевича Леонтьева, и Льва Николаевича Толстого, и семью славянофилов Киреевских, и Льва Александровича Кавелина.

 

 

 

Поэтому когда «Литературная газета» делает наивные глазки и удивляется тому, что съезд проходит именно в Калуге, её авторы являют миру своё духовное невежество. Им, получается, и в голову не приходит, что уже от одного прикосновения к благодати Оптиной пустыни, может измениться к лучшему состояние сердца даже очень грешного человека. Ведь тут священнодействует Бог! Доверься Ему, русский писатель, и твоя личная судьба, судьба русской литературы будет зависеть не столько от решения тех или иных чиновников, политиков или литературных генералов, сколько от Благословения Господня.

Вот главная цель многих писателей, собравшихся на своём 14 –ом съезде, - пригодиться своими произведениями не только своей стране, но и угодить ими Богу. И в этом все мы: православные, мусульмане, буддисты - едины, у нас общая задача. Да и враг у нас сегодня один. Та самая колониальная, антироссийская политика, которая всем нам, независимо от нашей национальности, не даёт возможности донести наше почвенническое слово до народа. Чинит препоны в духовном окормлении нации.

По счастью, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов хорошо понимает, насколько близко соприкасаются в жизни Слово служителя Церкви и Слово писателя. Открывая съезд, губернатор сказал: «Сегодня много говорят об идеологии. На самом деле нам её уже давно преподали – в Библии. Важно, что вы своим творчеством двигаете общество к добру, миру и согласию. Надо, чтобы вас услышали, чтобы будущие поколения воспитывались на главных наших ценностях».

Слушаешь это, и наряду с уважением к губернатору, возникает недоумение: почему же главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков не видит, что мы, писатели, двигаем своим творчеством общество не куда-нибудь, а именно «к добру, миру и согласию».

 

После событий октября 1993 года находилось даже немало фигур либерального лагеря, которые не стеснялись назвать русских писателей «красно-коричневыми», пытаясь изобразить нас фашистами. А сегодня бросились в другую крайность: не обращая внимания на наше творчество, обвинять нас в мелкой борьбе за несуществующие «писательские дачи».  Хотя именно Юрий Поляков и приватизировал государственную дачу в Переделкино. Выходит, что у кого болит, о том он и говорит?   

 

Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент, говорил на съезде о том, что «слово человека изначально имеет духовную природу. Само происхождение его – Божественное».

И это не пустые слова. Любой писатель именно через своё слово наполняет свои творения тем или иным духом. Слово писателя может быть как от Бога, так и от дьявола. Всё зависит от того, какой дух несёт в себе человек. «Образ Божественного творческого слова усваивается людьми в той степени, в какой человек развивает в себе образ и подобие Божие», – говорил владыка Климент. «У первочеловека Адама главной функцией слова было Богообщение». Таково истинное назначение слова. «Однако с грехопадением прародителей слово человека также пало и извратилось. Появление литературы, как важнейшего фактора формирования личности человека, связано с дальнейшей эволюцией слова. С одной стороны, оно стало обслуживать интересы отдельных сообществ людей и общества в целом, все дальше уходящего от Бога, с другой – сделалось формой и способом восстановления Завета человека с Богом».

Так понимает предназначение писателя Церковь. Да так же понимаем это предназначение и мы, собравшиеся на Четырнадцатом съезде, поскольку считаем, что главная задача наших писаний, как это было и раньше на Руси, - «развивать у человека устремлённость к Добру».

Вне Церкви, вне понимания Божественного происхождения Слова, по мнению владыки, может существовать только «коммерциализация литературы, приравнивание художественного слова к продукции и товару, реализуемому в рамках рыночной экономической системы». А это приводит к «кризису влияния литературы на общество».  

Разве не к коммерциализации Слова призывали нас оппоненты СПР в предсъездовской дискуссии? Разве не к тому, чтобы мы засунули свою совесть куда подальше и рыскали исключительно в поисках денег и того шаткого «успеха», когда современный писатель  вместо Истины подаёт своему народу ложные ценности, в рамках которых происходит и расчеловечивание самих читателей?

Можно служить своему народу и без оглушительного «коммерческого успеха.» В Царство Небесное идут узким, а значит, трудным путём. И хотя федеральные власти перестали заботиться о том, чтобы народ наш был, как раньше, начитанным, литераторы продолжают служить Слову не только в Москве, но и во множестве других регионов нашей страны. Поэтому, ещё до открытия съезда, встретили нас в вестибюле длинные ряды стендов с книгами местных прозаиков и поэтов.   

 

Процитирую только одно стихотворение, из книги калужского поэта Вадима Терёхина, посвящённое его дочери:

              Ты кричала в трубку телефона

              Из роддома, спящего в снегу:

              - Папочка, я больше не могу!   

              И пространство лопалось со звоном.

              Таяла промёрзшая земля.

              Человек рождался во Вселенной

              Помощью от Ксении Блаженной

              В светлый день шестого февраля.

              На окно мороз ложился вязью.

              Иссыхала дёрганая ночь.

              И никак нельзя тебе помочь…

              Я молил: «Скорее, стань же мамой!» -

              В церкви, понимая, что из храма

              Можно докричаться до Небес.  

Любой многолюдный писательский съезд – это возможность увидеть современную литературу в лицо, и это лицо запомнить, полюбить, а то и понять, чем мы можем пригодиться и помочь друг другу. Ведь нашу взаимопомощь, взаимоуважение не в состоянии отнять у нас никакая богоборческая власть.      

 

Поэты: Сергей Иванович Котькало (Москва) и Любовь Кимовна Мирошникова (Краснодар)

(Справа налево) Александр Кердан, Анатолий Кирилин, Юлия Нифонтова, Любовь Мирошникова 

Открытие съезда. Губернатор А. Артамонов (слева), В.Н. Ганичев (в центре), митрополит Климент и Станислав Куняева  (справа)

«Литературная газета» накануне съезда как-то очень уж цинично заостряла проблему возраста Председателя СПР, находя «геронтократию» «подлинным тормозом», якобы «не дающим Союзу писателей развиваться». Но так это только в глазах безбожных оценщиков современной литературы, которые смотрят в будущее плотски, а не духовно. Бог-отец, Творец Вселенной, несомненно, будет постарше В.Н. Ганичева, но почему-то не потерял своего творческого потенциала. А уж куда завёл нашу страну «молодой» генсек Горбачёв, об этом лучше и не вспоминать: настроение начнёт падать.

Дело отнюдь не в возрасте, а в сохранении той самой «русской всемирности», которую так любит планетарная интеллигенция самых разных стран нашей планеты. Именно эта, взращённая на христианстве, сострадательная, мудрая всемирность и сделала классиками мировой литературы Чехова, Гоголя, Достоевского, Гончарова, Пушкина. В чём их тайна? Да в том, что они получали свои богатые литературные образы и идеи из православия, а Силы Небесные становились их сотворцами.

Имел ли коммерческий успех А.С. Пушкин? Да когда он издал своё главное произведение – трагедию «Борис Годунов», он с трудом смог продать около  тысячи экземпляров. Чем величественнее труд писателя, тем сложнее он для понимания. Вот публика и требовала от зрелого Пушкина упрощённого чтения, к которому успела   привыкнуть, читая его романтические поэмы. Вместо «коммерческого успеха», наш  великий поэт и мыслитель получил оскорбительные намёки на то, что он, дескать, «исписался». Но от этого Пушкин не перестал быть Пушкиным.     

Сегодня проще всего для писателя – пылко звать народ «на баррикады», к очередной революции. Нисколько не думая о сложности и хитросплетениях современной политики, о том, что революция сегодня может быть не творческим состоянием масс, а всего лишь войной секретных служб, перевертышей, обманщиков и конспирологов.

Господь ждёт от нас не участия в революциях, а послушания Его Воле. Только в этом случае у нас будет возможность сохранения и утверждения России как Третьего Рима, как империи, и империи преимущественно православной.

Византия пала в середине пятнадцатого века именно потому, что стала существовать по тем же либеральным канонам, которые предложены были нам в начале 90-х годов. Став торгашеским, дух византийского общества изгнал из душ людей Дух Святой. Есть историческое свидетельство того, как вспыхнув перед падением Византии, главный храм Константинополя – Святая София в последний раз озарился среди ночи сиянием Святого Духа, а потом Святой Дух прилюдно покинул храм навсегда и ушёл в Небо.  

Те, кто жаждет сесть на место Председателя СПР в будущем, должны спросить себя, а не заведут ли они нас, писателей, в тупик торгашеской, опасной без-Духовности.

Я не случайно делала, и делаю акцент, на религиозности писателя. Литература, которая описывает только видимый плотский мир, наполовину слепа. А сегодня она вообще унылая, потому что художники остались не только без сапог, но и без надежды на то, что эти сапоги могут появиться у них завтра. Радостна только та литература, которая несёт в себе частицы Святого Духа. Бог вечен, значит, и писательские труды, которые служат Богу, останутся на Небесах и на Земле навечно. А то, какой именно дух несёт в себе писатель, видно даже по образу его жизни. Среди тех, кто служит плотскому, немало отчавшихся, страдающих, плачущих, несчастных и гибнущих.  

Дух Святой – это Дух творческий, которым творится сам наш мир. Потому проблема будущего для СПР связана не столько даже с умением наполнять кошельки писателей деньгами, сколько с умением видеть духовный корень Добра и Зла, корень самой Русской Жизни. Если ты близ Добра, то всё остальное приложится Самим Богом.

Мои слова – это внутернний отклик на выступление митрополита Климента.

Русскому человеку - нашему читателю всегда было мало - жить богато. Ему всегда хотелось и духовного подвига. Православие, своей аскетикой, готовит из простого человека Героя, который способен не есть, не пить, не спать, девятеро суток сражаться с врагом, а потом прижаться к родной земле грудью и получать из неё силы. А когда трое или десятеро выходили против такого героя, то по его молитве спешили к нему на помощь и Силы невидимые, Небесные. Тот, кто живёт с Богом в душе, верит в «Русское Чудо», в то, что Россия способна подняться даже из пепелища. Такое в нашей истории было и раньше. Произойдёт и сегодня.

На Четырнадцатом съезде СПР писатели потому и проголосовали за В.Н. Ганичева, что в нём, даже при его немолодых годах, чувствуется сила - непподдельная, богатырская, размах ума, богатство знаний. Есть это и во Владимире Крупине, и в Станиславе Куняеве… Именно потому с ними и связывались на съезде предложения возглавить руководство Союзом. Правда, Станислав Куняев сказал, что он на полтора года старше Валерия Николаевича и слишком занят своим журналом, а Владимир Крупин практически отказался от места рабочего сопредседателя  по той же самой причине.

Выступает Владимир Бондаренко

 

У микрофона Станислав Куняев

Оно и понятно: тяжела ноша, если относиться к посту Председателя правления СПР серьёзно. Если же смотреть на неё просто как на «кресло», в котором можно главным образом есть, славить себя и пить, то сгодится любой временщик.

На съезде выступали и Иван Переверзин, и Владимир Бояринов, довольно откровенно дававшие понять, что они не прочь сделаться руководителями писательского Союза, но вопрос о голосовании по этим кандидатурам так и не встал.

Альберт Лиханов

Сопредседатель В.Н. Ганичева по СПР Альберт Лиханов больше говорил о насилии над детьми в семьях в нашей стране, чем о развитии самого писательского Союза.

Поэтому всё и оставили как есть: Валерия Николаевича Ганичева - на посту Председателя СПР, а Геннадия Викторовича Иванова - на посту первого секретаря Правления.

Уже вернувшись в Москву, увидела я на сайте «Литгазеты», в комментариях под статьёй «Пора и честь знать!» чью-то жалобу на то, что, дескать, делегаты съезда вынуждены были спать по пять человек в одном номере. Всем мест в гостинице не хватило. Но ведь приехали-то не отдыхать, не спать. Я жила в номере, где за три ночи сменилось семь писательниц. Но как-то так вышло, что все мы были интересны друг другу. Ничто не мешало знакомиться и общаться.

Одна из моих соседок оказалась женой писателя Николая Воронова (р.1926). Другая – талантливой алтайской поэтессой и прозаиком Юлией Нифонтовой. Третья, Татьяна Воронина, главой «Литгазеты» Украины. Всё более чем достойные люди. Мы все перезнакомились, было с кем обменяться мнением о пережитом, поэтому и не скорбели о неудобствах. Комната была большой, места много. Кормили сытно. Горничные приветливы. Чего ещё надо в гостиничном быте?

А особую радость у всех вызвал даже не приём у губернатора, которого, конечно, можно только благодарить и благодарить, а мероприятия духовного свойства: выступления перед читателями, знакомство с городскими достопримечательностями и поездка в Оптину пустынь.

Уральский поэт Александр Кердан

23 октября с утра все участники съезда разъехались на многочисленных маршрутках по ближним и дальним районам Калужской области для выступлений перед читателями. Как рассказывала Юлия Нифонтова, которая отправлялась в составе большой писательской делегации в г. Тарусу, она была в восхищении от этого литературного города, а встречавшая писателей сторона – от состава участников.

Интерес провинциальной России к московским и немосковским писателям – членам СПР огромен и не подделен. Поэтому, когда говорят, что народ наш перестал интересоваться русской книгой, русской мыслью, потерял любовь к русскому слову, надо воспринимать эти заявления как подрывную работу, как часть информационной войны, направленную против нашей страны. Эти слова – всего лишь оправдание для тех чиновников, которым надо во что бы то ни стало возложить свою вину на народ, оправдать своё пренебрежительное, а то и ненавистническое отношение к Союзу писателей России, нежелание выделять деньги на наши книги.

Кроме того, одно дело – почвенническая литература и совсем иное – напичканная гнилыми либеральными смыслами. Русская же современная литература подобна зеркалу, которое замечает не только красоту нашего народа, но и его страдание, мечты, радости, его силы.

Наша группа детских писателей поехала в Калужскую областную библиотеку. И тут меня ждал сюрприз. Оказывается, библиотекари заказали в издательстве «Аквилегия-М» мои книги. Библиотекари встречали нас чаем и печеньем. Но в зале уже собрались пятиклассники, и потому мы заторопились к ним. Ребята аплодисментами встретили стихи иркутского детского поэта Юрия Баранова, краснодарскую поэтессу Любовь Мирошникову. В фонд библиотеки были переданы книги детских стихов и рассказов Елены Петеляйнен, мои сказки. Вёл встречу известный орловский издатель Александр Лысенко («Вешние воды»). А замечательный поэт из Кабардино-Балкарии Абдуллах Бегиев (г. Нальчик) предоставил ребятам возможность услышать, как звучит пушкинская «Сказка о царе Салтане» на родном для него языке. Он сам её и перевёл.   

Настроение ребят, их открытость видны и по этой фотографии

В советское время наши книги давно бы уже стояли на полках этой и других библиотек. Но сегодня, когда детский писатель беден, ничего не зарабатывает на своих произведениях, с трудом и бессистемно их распространяет, библиотекарям остаётся знакомиться с новыми авторами только на таких встречах, которые происходят в рамках фестиваля русской литературы, пленумов, праздников и съезда.

Детские писатели возле памятнику Петру и Февронье

После выступлений писатели отправились в центр Калуги, где нам была показана историческая часть этого древнего города. Именно здесь находился дом губернатора Смирнова, жена которого Александра Осипова Россет  была добрым другом Н.В. Гоголя: познакомились они на даче у Жуковского, Гоголя представил Александре Осиповне Пушкин. Во время своего приезда в Калугу Николай Васильевич жил во флигеле, неподалеку от летнего дома Смирновых и совершал прогулки в центр Калуги, в  Гостиные (ныне восстановленные) ряды.

В Калуге писатель начал работу над вторым томом «Мертвых душ». В последние годы жизни Гоголя Александра Осиповна хлопотала о назначении ему пенсии, поддерживала его во время болезни.

В краеведческом областном музее Калуги, в бывшем доме купца И.М. Золотарева, построенном в 1805 – 1808 гг., сохранилось перо Гоголя, которым и писались, по- видимому, «Мёртвые души». 

Увидели мы и здание, в котором останавился, а потом был убит Лжедимитрий Второй. Где-то на территории нынешнего парка культуры и отдыха и закопаны его останки. Рядом расположен Троицкий кафедральный собор, в которой мы просто не могли не войти. Здесь находится чудотворная икона Калужской Божией Матери, явленная нашему народу в 1812 году, во время битвы под Малоярославцем.   Здесь мы и оставили цветы, подаренные нам библиотекарям. Дело в том, что 23 октября – день памяти старца Амвросия Оптинского, а 24 – Собор всех Оптинских святых. К слову, в этот день Святейший Патриарх Кирилл тоже посетил Калужскую землю, Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной.  

      

В келье преподобного Амвросия. 23 октября 2013 г.

Делегаты и гости писательского съезда прибыли в Оптину 24 октября. С огромной радостью и огромными ожиданиями подошли мы к воротам монастыря.

Так получилось, что я вернулась из Оптиной накануне, в воскресенье. И вот опять здесь. Но и за последние несколько дней произошли здесь изменения. Открыли после реставрации Введенский храм. Перенесли в него, на прежнее место, из Казанского храма саркофаги с мощами старцев Амвросия и Нектария.

В Введенскую церковь, в честь которой назван и сам монастырь, сразу же устремился питерский прозаик Юрий Серб с товарищем. И рассказывал потом мне, довольно улыбаясь, что ему удалось приложиться не только к мощам, но и к витрине с вещами батюшки Амвросия, которая расположена под его огромной и тепло написанной иконой.

А вот детская поэтесса Любовь Мирошникова с подругой побывала во Владимирском храме монастыря, где началась в эти часы Божественная литургия. Здесь же пребывают мощи многих Оптинских старцев, в том числе Варсонофия, о котором я уже писала. Мы, было, с Юлией Нифонтовой и Анатолием Кирилиным, настроились на то, чтобы соприкоснуться с мощами этого великого старца, но с трудом пробились сквозь часто стоявшие ряды молящихся только к раке святого Илариона (изгонявшего бесов) и одного из двух Анатолиев Оптинских. Но и эта духовная встреча была столь трогательна, что на наших глазах заблестели  слёзы.

Рядом с Владимирским храмом находится часовня новомучеников Оптинских. И здесь можно было не только поклониться их мощам и Кресту, но и получить помазание освященным на их могилах маслом, написать записки, обращённые к о.о. Василию, Ферапонту и Трофиму. Считается, что они очень скоро оказывают верующим помощь. Это действительно так.

Я вернулась в Введенский храм и, пользуясь тем, что он не был в этот час переполненным, села напротив иконы Божьей матери и помолилась Ей. Ощущение было таким сильным, будто бы я читала молитву в присутствии самих Небесных Сил. Да возможно, так оно и было. Ведь Оптина смерти не знает.      

Потом прошла к месту первоначального захоронения старцев Льва, Амвросия, Макария и сфотографировала плиты и кресты, поставленные здесь.

Тут встретился мне и Геннадий Викторович Иванов, который проводил свою экскурсию по Оптиной, показывая наиболее памятные места неизвестной мне писательнице – гостье съезда. Находить единомышленников – это, пожалуй, одно из самых радостных событий съезда. Находить их и среди живых писателей, и среди тех, кто уже перешёл в мир иной. В Оптиной есть могила церковного писателя 19-20 веков Агапита Беловидова (Андрея Ивановича, 1842 - 1922) – автора жития Троекуровского затворника Илариона, старца Амвросия, кратких жизнеописаний всех, похороненных на скитском кладбище. Это его церковным словом  окормлялись все последние старцы Оптиной: преподобные Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Никон. По свидетельству старца Нектария, архимандрит Агапит предрекал страшные революционные события и будущее разорение обители. К сожалению, о судьбе и творчестве этого русского писателя вам не расскажут в школе. А ведь его книги – настоящее сокровищница святоотеческой философии.

Кому-то кажется, что православие может только разъединять народы нашей страны. Конечно, это не так. Иначе бы поэт Абдуллах Бегиев, зайдя со мной в кафедральный собор в Калуге, не подарил бы мне от всей души книгу о. Тихона Шевкунова «Несвятые» святые». Да и себе бы её не купил. Православие – тайна того механизма, который соединял разные народы нашего общего Отечества в тысячелетнюю Российскую империю. Это тайна и нашего будущего. Думаю, что чем более воцерковлён русский человек, тем он явственнее осознаёт, зачем дано ему было Богом столь огромное государство, как им управлять.

Русских осталось где-то около ста миллионов, и мы это воспринимаем как трагедию. Но столько же нас было и сто лет тому назад, когда мы владели гораздо большей территорией. И мы спокойно и бесстрашно управляли Россией. Почему же сегодня мы близки к панике и кричим, что «вымираем»? Думаю потому, что Бог пока что далеко не со всеми. В уныние впадают, прежде всего, неверующие. Ну а те, у кого в сердце Бог, знают, что пока Он с нами, наша страна не окажется, без помощи Свыше.

 

Награждение Станислава Кунеева, уроженца Калужской земле медалью «За заслуги перед Калужской областью» 2-й степени. (Слев) поэт Вадим Терёхин, (в центре Станислав Куняев, (слева)  Анатолий Артамонов

Что касается съезда, то на нём ни разу не прозвучало провокационное: «Россия для русских!» или «Хватит кормить Кавказ!» Напротив, судя по добрым и уважительным улыбкам и рукопожатиям, на съезде не было, как говорится, «ни эллина, ни иудея». Это был съезд самого радостного единения. Единения в духе.

А в это время читатели «Литгазеты» изгалялись, сочиняя, например, такие комментарии к съезду: «вместо ганичева меня поставьте, и я вколочу последний гвоздь в крышку гроба СП. будете помнить меня».

   

 

Выступает Владимир Крупин

Поэт Игорь Тюленев (г.Пермь)

Владимир Крупин и Ирина Репьёва

Литературный конкурс «НОВЫЕ ДОБРЫЕ СКАЗКИ»

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ «НОВЫЕ ДОБРЫЕ СКАЗКИ»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

«НОВЫЕ ДОБРЫЕ СКАЗКИ» – это международный конкурс творческих работ с позитивным содержанием, отражающих идеалы добра, любви, толерантности, воспитывающих характер, честность и достоинство, веру в себя и в людей, чувство справедливости и возможности человека, написанных в жанре авторской сказки

Авторская сказка – сказка, в которой не упоминаются общеизвестные сказочные герои и ситуации.

К участию в конкурсе приглашаются дети и взрослые разных национальностей, живущие в России и других странах мира, все, кто чувствует в себе творческий потенциал и готов создать новые сказки для современных детей.

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА

Благотворительный фонд «ДЕТИ – ДЕТЯМ», Центральная библиотека им. Ахматовой и Центр культурного наследия В. Д. Берестова ГБУК г. Москвы «ЦБС «Кунцево» объявляют конкурс «Новые Добрые Сказки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

- привлечь внимание к теме детства, ответственности родителей за судьбу детей, семейным ценностям, незаменимости и важности семьи в жизни человека, созданию и поддержанию семейных традиций;

- содействовать воспитанию толерантного сознания у детей;

-вовлечь общество и профессионалов в процесс отбора новых литературных художественных произведений и музыкального контента для детей;

- выявить лучшие новые произведения в жанре детской сказки.

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

Участниками конкурса могут стать дети от 10 лет и все желающие без ограничения возраста.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

На конкурс принимаются как индивидуальные, так и групповые творческие работы, в том числе семейные, от класса и др.
Участники конкурса присылают свои произведения на указанный организаторами электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. c пометкой «Добрая сказка». При этом они подтверждают свое авторство и согласие на размещение произведения в Интернете.
К каждой конкурсной работе участники прилагают сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий, контакты (или телефон, или адрес электронной почты).
После предварительного отбора присланные произведения будут представлены в группе социальных сетей ЦБС «Кунцево» для народного голосования и экспертизы профессионального жюри.
Лидеры определяются по итогам народного голосования и результатам экспертного заключения профессионального жюри.
Лучшие произведения войдут в подарочное издание, которое будет выпущено к 1 декабря 2013 года и представлено в рамках выставки «Фуд-Шоу Christmas» (29 ноября – 1 декабря 2013 года). 

КОНКУРС ПРОВОДИТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НОМИНАЦИЯМ:

  • Рождественская сказка
  • Е-сказка
  • Бытовая сказка
  • Фантастическая сказка
  • Сказка-смешинка
  • Экологическая сказка
  • Сказка-загадка

 На конкурс принимаются сказки в стихотворной форме.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Работы должны быть оформлены как текстовый документ в формате Word (Doс. Rtf), размер шрифта 14 с междустрочным интервалом 1,5 и объемом не более 4 печатных листов.
Содержание творческой работы должно отражать

  • общечеловеческие ценности: любовь, дружбу, миролюбие уважение, терпение, мужество, надежду, гармонию с природой; 
  • сказка должна иметь счастливый финал, в котором торжествует добро, рассказывать о том, как красота, мужество, терпение, толерантность, вера в торжество любви и добра, заботливое отношение к окружающей природе преображают мир и характер героя 

ОЦЕНКА КОНКУРСНЫХ РАБОТ

При оценивании работ учитываются:

  • соответствие теме конкурса;
  • соответствие жанру, требованиям и рекомендациям внутри номинации;
  • общий позитивный настрой работы, отражение общечеловеческих ценностей;
  • оригинальность сюжета и авторской позиции;
  • богатство воображения и творческий подход автора;
  • глубина раскрытия выбранной темы;
  • художественный уровень работы

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс проводится с 15 сентября по 30 октября 2013 г.
Работы, поступившие позже указанной даты, к участию в конкурсе не допускаются.

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Участники конкурса обязаны гарантировать, что представленные на конкурс работы являются их собственностью и не принадлежат другим лицам, и тем самым подтверждают, что им известна ответственность за нарушение авторских прав третьих лиц.
Представляя работу на конкурс, авторы автоматически дают согласие на использование присланного материала в некоммерческих целях (размещение в Интернете, в печатных изданиях, на выставочных стендах с указанием фамилии автора).

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тел.: 8- (495) 413-24-05, 8-(495) 415-94-04

75 лет со дня рождения художника-иллюстратора детских книг Владимира Тимофеевича Чапли

28 сентября — 75 лет со дня рождения Владимира Тимофеевича Чапли (р. 1938). Художник Владимир Тимофеевич Чапля проиллюстрировал более 250 книг разных авторов. Среди них: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, П. Ершов, А. Толстой, С. Михалков, Я. Аким, Ш. Перро, братья Гримм… Много рисунков он сделал и к сказкам разных народов мира, былинам. Богатая фантазия и самобытный талант помогают художнику создавать свой неповторимый сказочный мир.

В последнее время Владимир Тимофеевич выступает не только в роли художника, но и в роли автора. Вышли в свет его книги о путешествиях: «Там в горах красивые озёра», «Старт с лодки», «Окошко в лес»; пересказы мифов Древней Греции – «Венок Диониса» и сказки «Синдбад-мореход».

 

 

 

 

Диафильмы Владимира Тимофеевича Чапли

 

 

 

Ирина РЕПЬЁВА "Кому на Руси жить"

С 20 по 23 сентября 2013 года в селе Клин Вачского района Нижегородской области прошёл 1-ый Международный семинар начинающих писателей «Кому на Руси жить…»

Этот край был выбран организаторами неслучайно. Местные жители хранят множество устных и письменных преданий о родной земле. Именно сюда посылал князь Киевский Владимир Красно Солнышко былинного героя Илью Муромца для несения пограничной службы. Здесь пролегла знаменитая Муромская дорога, по которой везли на каторгу декабристов, и которая породила немало народных песен. Нашествие татар, казачьи заставы времён Василия III и Ивана Грозного – эти события так же хранит народное творчество. В Вачском селе Арефино (бывшем Заблицком Погосте) останавливались Павел I и Александр I, бывал проездом А.С. Пушкин, Максим Горький. В 1897 году Вачу посетил писатель Короленко. Приезжал сюда на этюды и Левитан. Вачский район – место рождения известных поэтов, художников, деятелей науки и искусства, таких как В. Половинкин, Тамара Никитина, А. Полюшков. А в селе Клин, куда приехали участники семинара, находилось в 19 столетии имение отца Николая Алексеевича Некрасова. Поэт хаживал по здешним дорогам, бывал на охоте.


Окрестности села Клин. Заокские просторы .

Об утиной охоте и сегодня напоминает множество озёр, болот, низины рек Оки и Вачки. Да и само слово «вача», по одной из версий, означает «дикая утка». По другой – народное собрание, «вече». Дело в том, что жители Великого Новгорода, не угодившие Москве, переселялись и в эти края, перенося сюда свои свободолюбивые настроения, традиционный уклад. Селились в районе в старину и казаки. И, конечно же, это был край православной культуры. Впервые Вача упоминается в летописях 1588 года как село с двумя деревянными церковками, принадлежавшее князю Ивану Шуйскому. А вот село Клин, находящееся в 35 км от Вачи, старше. Летопись рассказывает о нём уже в 1522 году.

Сегодня Вачский район – западные границы Нижегородской области, на 39% покрытые лесами. Они тянутся вдоль Оки на сорок километров. Но главное здешнее богатство - прямодушные, искренние, честные и талантливые люди, которые любят, знают и берегут свой заповедный край, немало делая для того, чтобы тут поднималась и процветала традиционная русская культура. Именно поэтому администрация района и села Клин горячо откликнулась на предложение Союза писателей России – принять у себя молодых писателей из РФ и ближайшего зарубежья. Участников семинара поселили в чудесном месте - пионерском лагере «Дружба», украшенном древними, высокими соснами.


Село Клин.

Ещё немного истории, которую познаёшь здесь с великой радостью: в 1853 году Клин принадлежал шести дворянским семьям, в том числе отцу поэта Некрасова, Алексею Сергеевичу (1788-1862).

Улицы назывались в селе по имени помещиков. Но Клин населяли не только крестьяне, но и богатые купцы. В базарный день - вторник сюда приезжали торговцы из других волостей и губерний, даже - с Кавказа и из Турции. Дом самых зажиточных местных купцов, Аранышевых, стоит и поныне, в нём расположен Клинский сельский совет.

Поздно вечером 20 сентября сюда, наряду с 30 начинающими писателями из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Орла, Ставрополя, Краснодара, из белорусского г. Гомеля, приехали известные русские прозаики: Александр Сегень, Василий Дворцов, Андрей Воронцов, Михаил Попов, маститые поэты Анатолий Парпара и Андрей Фролов. Дорога оказалась непростой. Выехали от здания Союза писателей России в Москве в 11 утра, но «пробки» тормозили наш путь, возникая подчас посреди дороги, справа и слева от которой шли одни зелёные поля да рощицы.

Чтение работ и их обсуждение началось ещё в автобусе. Оно заметно скрашивало долгий путь, который лежал через Подмосковье и Владимирскую область. За чтение рукописей взялись и молодые писатели. Им было интересно познакомиться с творчеством сверстников, высказать о нём своё мнение.

Участников было много, но могло быть ещё больше. Ведь в процесс отбора лучших работ влились не только региональные отделения СПР, но и областные литературные кружки. Молодёжи было интересно мнение мастеров слова, их живые оценки своих стихотворений, романов, рассказов, сказок, публицистических статей. Главной же задачей, которую поставили перед семинаром его организаторы, стала не только передача творческого опыта, но и укрепление гражданской позиции молодых писателей, их патриотическое воспитание, культурное просвещение.

Вызвал ещё в дороге, например, бурное обсуждение роман орловского писателя Фёдора Маслова «Письма». Это его не первое произведение. Фёдор тяготеет к крупной форме и, надо отметить, справляется с объёмом и темой. Конечно, читая роман, понимаешь, что тут есть заметное влияние Фёдора Михайловича Достоевского, что произведение несколько растянуто, что характеры героев, может быть, подчас и противоречат себе, что у романа нет чёткого «заднего плана», который бы давал приметы нашей исторической эпохи. И всё же, автор «Писем» ставит перед читателем главный вопрос жизни: умеет ли современный молодой человек любить. Все мы, кто был втянут в обсуждение романа, задумались вместе с Фёдором Масловым, его персонажами: всегда ли страдание очищает? Этот вопрос обсуждался участниками семинара и на другой день, во время занятий по литературному мастерству.

Руководители семинаров прозы: Александр Сегень и Михаил Попов (село Клин).

Открытие семинара пришлось на большой христианский праздник, Рождество Богородицы. С утра хозяева района и села, местные библиотекари пригласили нас в Дом культуры с. Клин, где рассказали, в частности, о своих планах по созданию в Вачском районе Паломнического центра. В 2021 году поэту Николаю Алексеевичу Некрасову исполнится 200 лет. В связи с этим местные краеведы нашли интересные материалы о жизни рода Некрасовых в 19 столетии.

Их поместье в Клину большим не было. На своих землях Некрасовы занимались добычей алебастра (до 25 000 пудов в год), получая за это по 600 рублей дохода. Славился Клин и своими яблоками, грушами, продажа которых давала ещё 500 рублей. Кроме того, к имению, как пишет местная краевед Е.С. Макарова в своей книге «Муромское заочье», относились сенные покосы за Окой.

Принадлежали Некрасовым и крепостные в трёх деревнях Гороховского уезда. Эти деревни были через Оку, как раз напротив Клина. Там поэт и охотился в возрасте 32 лет. О селе Клин он упоминает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» такими строками:

Шли, долго ли, коротко ли,

Вот, наконец, и Клин.

Селенье незавидное:

Что ни изба – с подпоркою,

Как нищий с костылём…

Брошенные жителями отдельные избы и сегодня напоминают в Вачском районе ту бедственную картину. Хотя, конечно же, крыши даже старых домов давно уж соломой не покрываются. И всё же, начинающим писателям было полезно посмотреть на то, как живёт и справляется с экономическими трудностями российская «глубинка», находящаяся всего в семи-десяти часах пути от столицы.

В XIX столетии жители села засеивали землю, выделяемую им по числу едоков, рожью, пшеницей, просом, овсом, льном, картошкой. Но и помещики Некрасовы жили небогато: в начале 1835 года отец поэта даже заложил Клинское имение в Московский опекунский совет за более чем 3000 рублей государственными ассигнациями. Первой же хозяйкой имения была тётка поэта, Елена Сергеевна, в замужестве Певницкая. Покупку имения она совершила не совсем законным путём, что породило многолетнюю судебную тяжбу.

Сегодня у села есть замечательная перспектива: создание в Клину историко-культурного центра им. Н.А. Некрасова. В этих целях создан Фонд, одним из соучредителей которого стал Союз писателей России. Свою благодарность за поддержку в данном проекте выразили Валерию Николаевичу Ганичеву, на торжественном открытии семинара, главные лица местной администрации. А все прибывшие на семинар писатели, независимо от их известности, оказались буквально обласканными заботливыми хозяевами района. В наши дни подобная открытость и щедрость, становятся уже редкостью и заслуживают самых высоких и искренних похвал. Желание превратить Вачский район в центр культурного туризма – это и есть ответ на некрасовский вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» Конечно же, тем людям, которые не равнодушны к национальному достоянию нашего общего Отечества, которые для России работают и живут.

Открытие семинара. Слева направо: глава Филинской сельской администрации . Аверьянов Андрей Евгеньевич; глава местного самоуправления, председатель Земского собрания, Абросимов Александр Михайлович; глава администрации Вачского муниципального района, Гаврилов Юрий Александрович.


В Клину нет знаковых памятников архитектуры, зато восстанавливается храм Рождества Пресвятой Богородицы, куда участников семинара отвезли сразу после торжественной встречи в клубе.

В селе всегда жили православные. А когда поселились сектанты, то и фамилии они приобрели характерные: Золины и Шпионовы.

В 1937 году новая власть разрушила богатую Клинскую церковь. Хотя именно при ней ещё в 1800 была создана для местных ребятишек приходская школа, в которой училось до 30 человек. Земская школа появилась тут лишь спустя 111 лет. Дьякон храма Алексей Касторский стал другом Николая Алексеевича Некрасова. Поэт часто с ним встречался. Позже в доме дьякона организовали медпункт. Полюбили поэта и крестьяне села: он много с ними беседовал и ласково, уважительно обходился. Детишкам раздавал сладости.

Интересно отметить и то, что после смерти Алексея Сергеевича Клинское имение унаследовал не поэт, а его брат Фёдор. А он передал 76 десятин своей земли в надел местным крестьянам.

Сестра поэта, Анна Алексеевна Буткевич, писала: то, что видел вокруг себя в своих поездках её гениальный брат, «нашло отражение в ряде его произведений, в частности, в описании половодья в повести «Тонкий человек», в стихотворениях «Пчёлы», «Дед Мазай и зайцы». Так, например, прообразом героя повести стал местный талантливый крестьянин Алексей Потанин. А в сёлах Вачского района до сих пор бытует предание о том, что в 19 веке подвыпившие крестьяне деревень Нехайки, Клина, Еловки, Вшивки, Озябликова останавливали на Муромской дороге проезжавших купцов и помещиков с чиновниками и спрашивали их: кому сытно, весело, вольготно живётся на Руси. Великая русская литература имеет своим истоком самую подлинную правду.

С. Клин. Организатор семинара прозаик Василий Дворцов даёт интервью местным журналистам.

Поэт Анатолий Парпара беседует с Клинским библиотекарем. В сельской библиотеке ежегодно проводятся Некрасовские чтения.

Считается, что местные крестьяне даже при крепостном праве отличались свободой мнения. В 1862-63 г.г. они затеяли судебную тяжбу с княжной Е.П. Трубецкой, отказавшись платить ей оброк, так как их хозяйства пострадало от пожара.

Руководители семинара: поэт Андрей Фролов (г. Орёл) и московский прозаик Андрей Воронцов.

 


Клинские библиотекари ещё и чудесно поют. На открытии семинара «Кому на Руси жить…»

 

После молебна в храме Рождества Богородицы состоялась общая трапеза семинаристов, администрации села и района, служителей Русской православной Церкви, и зазвучали слова о главном: духоносности Русского Слова, о том, что современная русская литература должна, прежде всего, работать в интересах духовно-нравственного воспитания народа, что писатель должен быть человеком образованным и учиться всю свою жизнь.


Семинарист, молодой поэт из Самары Денис Домарев.

В этот день работа над текстами молодых авторов началась с утра, ещё до молебна. Я вела одну из секций прозы, в которую входили восемь человек. Созданные молодыми прозаиками произведения были исполнены в самых разных жанрах. Яков Сычиков (Москва) привёз на семинар повесть, написанную в форме дневника. Олег Чабан (Санкт-Петербург) откликается в своих статьях на политическую и литературную «злобу дня». Екатерина Дмитриева (Орёл) издала несколько детективов. Евгении Храмовой (Москва) интересна фантастико-приключенческая повесть для подростков. Наталья Широбокова (Краснодар) создаёт сказочные повести. Дмитрий Фаминский (Нижний Новгород) активно интересуется историческими исследованиями и православием. Ольга Голуб (Москва) пишет юмористические рассказы. А Фёдор Маслов – романы о жизни молодёжи. Но что объединяло их всех, так это преданность творчеству, русской классической литературе, неравнодушие к судьбе нашего Отечества, своего поколения.

Радостно было отметить, что некоторые из молодых авторов не оставляли руководителей своей секции и после занятий, изъявили желание приехать на семинар в мае 2014 года, привезти на обсуждение новые произведения, переработать старые. Пятерым из них по окончании занятий, наряду с сертификатами об участии в семинаре и памятными подарками, были даны рекомендации для вступления в СПР.

Справа – прозаик Валерий Сдобняков, слева – Дмитрий Фаминский (Н. Новгород).

Но расширяли кругозор семинаристов не только беседы с мэтрами, но и целый цикл познавательных поездок по Вачскому району, который подготовили для них хозяева края. Писатели посетили несколько музеев и храмов, где им была дана возможность прикосновения к духовным святыням Вачской земли.

К часовне, которая поставлена на одном из памятных мест, связанных с житием святых супругов Февроньи и Петра.


В музее села Казакова представлены работы изящной филиграни работы мастеров предприятия художественных изделий.


Музей с. Казакова. Участники семинара, прозаики из г. Гомеля Андрей Матвеенко и Татьяна Моисеева.

Особенное впечатление на нас всех произвёл рассказ о. Михаила (Нестерова) – протоиерея Троицкого храма в селе Арефино, который не только показал нам главные святыни этой церкви, но и почитал свои чудесные стихотворения, которые явились семинаристам как образцы настоящей духовной поэзии.

В стенах Троицкого храма, которому идёт четвёртая сотня лет, явно почувствовалась нами намоленность. Село упоминается в Дозорных книгах уже в 1586 году. Стеныже церкви возведены в 1702 в стиле шатрового зодчества.

В годы богоборчества храм уцелел благодаря стараниям его священнослужителей и прихожан. Церковный староста Николай Фёдорович Варламов (уроженец деревни Платцево) хранил ключи от церкви у себя. Когда к нему пожаловали представители власти, он ответил, что отомкнуть двери ему нечем. Ломать дверь никто не решился. Варламова пытали, потом вывезли из Арефина и столкнули в овраг. Николай Фёдорович остался хромым на одну ногу.

Да и священнослужителей не миловали. О. Алексий (Магницкий) арестован в октябре 1930 года и приговорён к трём годам лагеря. О. Александр (Воскресенский) арестован в декабре 1937, а в январе 1938 расстрелян. О. Владимир (Соколов) арестован в ноябре 1937года и в этом же году расстрелян. Дьякон Василий Орлов арестован в декабре 1937 года, в январе 1938 года расстрелян. О. Феликс (Козельский), 1891 года рождения, арестован в ноябре 1937 года и тоже расстрелян.

Храм закрыли, с икон сняли драгоценные оклады, но растаскивание внутреннего убранства церкви было предотвращено. В середине Великой Отечественной войны храм ожил, в нём снова начали служить. Однако, как нам рассказали,

18 сентября 1992 года в церковной сторожке был убит диакон Николай Смирнов. Грабители требовали у него ключи от храма, но он не выдал их, и пал от рук богоборцев.

Храм в с. Арефино. Иконостас.

Побывали семинаристы и в историко-краеведческом музее посёлка Вача, где им рассказали о становлении местной сталеслесарной промышленности и фабрике предпринимателей Кондратовых, вышедших из среды крепостных крестьян. Со времён Кондратовых, которые уехали после 1917 года за границу, Вача остаётся посёлком металлистов.

Сегодня здесь проживают шесть с половиной тысяч жителей, а предприятие продолжает выпускать свою продукцию. Если Д. И. Кондратов создал в 1830 году всего лишь небольшое производство столовых и хлебных ножей, то уже его сын получил в 1870 году в Париже большую золотую медаль на Всемирной выставке. Изделия, выпущенные в Ваче, получали награды и на выставках в Лондоне, Нью-Йорке и других крупнейших столицах мира. Сегодня бывшая фабрика Кондратовых превращена в ОАО «Труд».

Богата талантами Земля Русская! Что ни шаг, открывались участникам семинара интереснейшие страницы прошлого и настоящего Нижегородчины. Оказывается, связан Вачский район и с именем преподобного Серафима Саровского. Именно по его благословению здесь в старину построен монастырь.

Закрытие семинара 22 сентября почтила своим вниманием депутат Областного законодательного собрания.

Расставаясь с Вачским районом, молодые писатели признавались, что хотели бы побывать здесь ещё раз. Следующий семинар будет тем более интересным, что его участников пообещали повести в Серафимо-Дивеевский женский монастырь, где можно получить возможность приложиться к мощам преподобного чудотворца, к иконе Божией Матери «Умиление», пройтись с молитвой по Богородичной Канавке. Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы всего в 140 км от села Клин.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика