Ирина РЕПЬЁВА "Кому на Руси жить"

С 20 по 23 сентября 2013 года в селе Клин Вачского района Нижегородской области прошёл 1-ый Международный семинар начинающих писателей «Кому на Руси жить…»

Этот край был выбран организаторами неслучайно. Местные жители хранят множество устных и письменных преданий о родной земле. Именно сюда посылал князь Киевский Владимир Красно Солнышко былинного героя Илью Муромца для несения пограничной службы. Здесь пролегла знаменитая Муромская дорога, по которой везли на каторгу декабристов, и которая породила немало народных песен. Нашествие татар, казачьи заставы времён Василия III и Ивана Грозного – эти события так же хранит народное творчество. В Вачском селе Арефино (бывшем Заблицком Погосте) останавливались Павел I и Александр I, бывал проездом А.С. Пушкин, Максим Горький. В 1897 году Вачу посетил писатель Короленко. Приезжал сюда на этюды и Левитан. Вачский район – место рождения известных поэтов, художников, деятелей науки и искусства, таких как В. Половинкин, Тамара Никитина, А. Полюшков. А в селе Клин, куда приехали участники семинара, находилось в 19 столетии имение отца Николая Алексеевича Некрасова. Поэт хаживал по здешним дорогам, бывал на охоте.


Окрестности села Клин. Заокские просторы .

Об утиной охоте и сегодня напоминает множество озёр, болот, низины рек Оки и Вачки. Да и само слово «вача», по одной из версий, означает «дикая утка». По другой – народное собрание, «вече». Дело в том, что жители Великого Новгорода, не угодившие Москве, переселялись и в эти края, перенося сюда свои свободолюбивые настроения, традиционный уклад. Селились в районе в старину и казаки. И, конечно же, это был край православной культуры. Впервые Вача упоминается в летописях 1588 года как село с двумя деревянными церковками, принадлежавшее князю Ивану Шуйскому. А вот село Клин, находящееся в 35 км от Вачи, старше. Летопись рассказывает о нём уже в 1522 году.

Сегодня Вачский район – западные границы Нижегородской области, на 39% покрытые лесами. Они тянутся вдоль Оки на сорок километров. Но главное здешнее богатство - прямодушные, искренние, честные и талантливые люди, которые любят, знают и берегут свой заповедный край, немало делая для того, чтобы тут поднималась и процветала традиционная русская культура. Именно поэтому администрация района и села Клин горячо откликнулась на предложение Союза писателей России – принять у себя молодых писателей из РФ и ближайшего зарубежья. Участников семинара поселили в чудесном месте - пионерском лагере «Дружба», украшенном древними, высокими соснами.


Село Клин.

Ещё немного истории, которую познаёшь здесь с великой радостью: в 1853 году Клин принадлежал шести дворянским семьям, в том числе отцу поэта Некрасова, Алексею Сергеевичу (1788-1862).

Улицы назывались в селе по имени помещиков. Но Клин населяли не только крестьяне, но и богатые купцы. В базарный день - вторник сюда приезжали торговцы из других волостей и губерний, даже - с Кавказа и из Турции. Дом самых зажиточных местных купцов, Аранышевых, стоит и поныне, в нём расположен Клинский сельский совет.

Поздно вечером 20 сентября сюда, наряду с 30 начинающими писателями из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Орла, Ставрополя, Краснодара, из белорусского г. Гомеля, приехали известные русские прозаики: Александр Сегень, Василий Дворцов, Андрей Воронцов, Михаил Попов, маститые поэты Анатолий Парпара и Андрей Фролов. Дорога оказалась непростой. Выехали от здания Союза писателей России в Москве в 11 утра, но «пробки» тормозили наш путь, возникая подчас посреди дороги, справа и слева от которой шли одни зелёные поля да рощицы.

Чтение работ и их обсуждение началось ещё в автобусе. Оно заметно скрашивало долгий путь, который лежал через Подмосковье и Владимирскую область. За чтение рукописей взялись и молодые писатели. Им было интересно познакомиться с творчеством сверстников, высказать о нём своё мнение.

Участников было много, но могло быть ещё больше. Ведь в процесс отбора лучших работ влились не только региональные отделения СПР, но и областные литературные кружки. Молодёжи было интересно мнение мастеров слова, их живые оценки своих стихотворений, романов, рассказов, сказок, публицистических статей. Главной же задачей, которую поставили перед семинаром его организаторы, стала не только передача творческого опыта, но и укрепление гражданской позиции молодых писателей, их патриотическое воспитание, культурное просвещение.

Вызвал ещё в дороге, например, бурное обсуждение роман орловского писателя Фёдора Маслова «Письма». Это его не первое произведение. Фёдор тяготеет к крупной форме и, надо отметить, справляется с объёмом и темой. Конечно, читая роман, понимаешь, что тут есть заметное влияние Фёдора Михайловича Достоевского, что произведение несколько растянуто, что характеры героев, может быть, подчас и противоречат себе, что у романа нет чёткого «заднего плана», который бы давал приметы нашей исторической эпохи. И всё же, автор «Писем» ставит перед читателем главный вопрос жизни: умеет ли современный молодой человек любить. Все мы, кто был втянут в обсуждение романа, задумались вместе с Фёдором Масловым, его персонажами: всегда ли страдание очищает? Этот вопрос обсуждался участниками семинара и на другой день, во время занятий по литературному мастерству.

Руководители семинаров прозы: Александр Сегень и Михаил Попов (село Клин).

Открытие семинара пришлось на большой христианский праздник, Рождество Богородицы. С утра хозяева района и села, местные библиотекари пригласили нас в Дом культуры с. Клин, где рассказали, в частности, о своих планах по созданию в Вачском районе Паломнического центра. В 2021 году поэту Николаю Алексеевичу Некрасову исполнится 200 лет. В связи с этим местные краеведы нашли интересные материалы о жизни рода Некрасовых в 19 столетии.

Их поместье в Клину большим не было. На своих землях Некрасовы занимались добычей алебастра (до 25 000 пудов в год), получая за это по 600 рублей дохода. Славился Клин и своими яблоками, грушами, продажа которых давала ещё 500 рублей. Кроме того, к имению, как пишет местная краевед Е.С. Макарова в своей книге «Муромское заочье», относились сенные покосы за Окой.

Принадлежали Некрасовым и крепостные в трёх деревнях Гороховского уезда. Эти деревни были через Оку, как раз напротив Клина. Там поэт и охотился в возрасте 32 лет. О селе Клин он упоминает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» такими строками:

Шли, долго ли, коротко ли,

Вот, наконец, и Клин.

Селенье незавидное:

Что ни изба – с подпоркою,

Как нищий с костылём…

Брошенные жителями отдельные избы и сегодня напоминают в Вачском районе ту бедственную картину. Хотя, конечно же, крыши даже старых домов давно уж соломой не покрываются. И всё же, начинающим писателям было полезно посмотреть на то, как живёт и справляется с экономическими трудностями российская «глубинка», находящаяся всего в семи-десяти часах пути от столицы.

В XIX столетии жители села засеивали землю, выделяемую им по числу едоков, рожью, пшеницей, просом, овсом, льном, картошкой. Но и помещики Некрасовы жили небогато: в начале 1835 года отец поэта даже заложил Клинское имение в Московский опекунский совет за более чем 3000 рублей государственными ассигнациями. Первой же хозяйкой имения была тётка поэта, Елена Сергеевна, в замужестве Певницкая. Покупку имения она совершила не совсем законным путём, что породило многолетнюю судебную тяжбу.

Сегодня у села есть замечательная перспектива: создание в Клину историко-культурного центра им. Н.А. Некрасова. В этих целях создан Фонд, одним из соучредителей которого стал Союз писателей России. Свою благодарность за поддержку в данном проекте выразили Валерию Николаевичу Ганичеву, на торжественном открытии семинара, главные лица местной администрации. А все прибывшие на семинар писатели, независимо от их известности, оказались буквально обласканными заботливыми хозяевами района. В наши дни подобная открытость и щедрость, становятся уже редкостью и заслуживают самых высоких и искренних похвал. Желание превратить Вачский район в центр культурного туризма – это и есть ответ на некрасовский вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» Конечно же, тем людям, которые не равнодушны к национальному достоянию нашего общего Отечества, которые для России работают и живут.

Открытие семинара. Слева направо: глава Филинской сельской администрации . Аверьянов Андрей Евгеньевич; глава местного самоуправления, председатель Земского собрания, Абросимов Александр Михайлович; глава администрации Вачского муниципального района, Гаврилов Юрий Александрович.


В Клину нет знаковых памятников архитектуры, зато восстанавливается храм Рождества Пресвятой Богородицы, куда участников семинара отвезли сразу после торжественной встречи в клубе.

В селе всегда жили православные. А когда поселились сектанты, то и фамилии они приобрели характерные: Золины и Шпионовы.

В 1937 году новая власть разрушила богатую Клинскую церковь. Хотя именно при ней ещё в 1800 была создана для местных ребятишек приходская школа, в которой училось до 30 человек. Земская школа появилась тут лишь спустя 111 лет. Дьякон храма Алексей Касторский стал другом Николая Алексеевича Некрасова. Поэт часто с ним встречался. Позже в доме дьякона организовали медпункт. Полюбили поэта и крестьяне села: он много с ними беседовал и ласково, уважительно обходился. Детишкам раздавал сладости.

Интересно отметить и то, что после смерти Алексея Сергеевича Клинское имение унаследовал не поэт, а его брат Фёдор. А он передал 76 десятин своей земли в надел местным крестьянам.

Сестра поэта, Анна Алексеевна Буткевич, писала: то, что видел вокруг себя в своих поездках её гениальный брат, «нашло отражение в ряде его произведений, в частности, в описании половодья в повести «Тонкий человек», в стихотворениях «Пчёлы», «Дед Мазай и зайцы». Так, например, прообразом героя повести стал местный талантливый крестьянин Алексей Потанин. А в сёлах Вачского района до сих пор бытует предание о том, что в 19 веке подвыпившие крестьяне деревень Нехайки, Клина, Еловки, Вшивки, Озябликова останавливали на Муромской дороге проезжавших купцов и помещиков с чиновниками и спрашивали их: кому сытно, весело, вольготно живётся на Руси. Великая русская литература имеет своим истоком самую подлинную правду.

С. Клин. Организатор семинара прозаик Василий Дворцов даёт интервью местным журналистам.

Поэт Анатолий Парпара беседует с Клинским библиотекарем. В сельской библиотеке ежегодно проводятся Некрасовские чтения.

Считается, что местные крестьяне даже при крепостном праве отличались свободой мнения. В 1862-63 г.г. они затеяли судебную тяжбу с княжной Е.П. Трубецкой, отказавшись платить ей оброк, так как их хозяйства пострадало от пожара.

Руководители семинара: поэт Андрей Фролов (г. Орёл) и московский прозаик Андрей Воронцов.

 


Клинские библиотекари ещё и чудесно поют. На открытии семинара «Кому на Руси жить…»

 

После молебна в храме Рождества Богородицы состоялась общая трапеза семинаристов, администрации села и района, служителей Русской православной Церкви, и зазвучали слова о главном: духоносности Русского Слова, о том, что современная русская литература должна, прежде всего, работать в интересах духовно-нравственного воспитания народа, что писатель должен быть человеком образованным и учиться всю свою жизнь.


Семинарист, молодой поэт из Самары Денис Домарев.

В этот день работа над текстами молодых авторов началась с утра, ещё до молебна. Я вела одну из секций прозы, в которую входили восемь человек. Созданные молодыми прозаиками произведения были исполнены в самых разных жанрах. Яков Сычиков (Москва) привёз на семинар повесть, написанную в форме дневника. Олег Чабан (Санкт-Петербург) откликается в своих статьях на политическую и литературную «злобу дня». Екатерина Дмитриева (Орёл) издала несколько детективов. Евгении Храмовой (Москва) интересна фантастико-приключенческая повесть для подростков. Наталья Широбокова (Краснодар) создаёт сказочные повести. Дмитрий Фаминский (Нижний Новгород) активно интересуется историческими исследованиями и православием. Ольга Голуб (Москва) пишет юмористические рассказы. А Фёдор Маслов – романы о жизни молодёжи. Но что объединяло их всех, так это преданность творчеству, русской классической литературе, неравнодушие к судьбе нашего Отечества, своего поколения.

Радостно было отметить, что некоторые из молодых авторов не оставляли руководителей своей секции и после занятий, изъявили желание приехать на семинар в мае 2014 года, привезти на обсуждение новые произведения, переработать старые. Пятерым из них по окончании занятий, наряду с сертификатами об участии в семинаре и памятными подарками, были даны рекомендации для вступления в СПР.

Справа – прозаик Валерий Сдобняков, слева – Дмитрий Фаминский (Н. Новгород).

Но расширяли кругозор семинаристов не только беседы с мэтрами, но и целый цикл познавательных поездок по Вачскому району, который подготовили для них хозяева края. Писатели посетили несколько музеев и храмов, где им была дана возможность прикосновения к духовным святыням Вачской земли.

К часовне, которая поставлена на одном из памятных мест, связанных с житием святых супругов Февроньи и Петра.


В музее села Казакова представлены работы изящной филиграни работы мастеров предприятия художественных изделий.


Музей с. Казакова. Участники семинара, прозаики из г. Гомеля Андрей Матвеенко и Татьяна Моисеева.

Особенное впечатление на нас всех произвёл рассказ о. Михаила (Нестерова) – протоиерея Троицкого храма в селе Арефино, который не только показал нам главные святыни этой церкви, но и почитал свои чудесные стихотворения, которые явились семинаристам как образцы настоящей духовной поэзии.

В стенах Троицкого храма, которому идёт четвёртая сотня лет, явно почувствовалась нами намоленность. Село упоминается в Дозорных книгах уже в 1586 году. Стеныже церкви возведены в 1702 в стиле шатрового зодчества.

В годы богоборчества храм уцелел благодаря стараниям его священнослужителей и прихожан. Церковный староста Николай Фёдорович Варламов (уроженец деревни Платцево) хранил ключи от церкви у себя. Когда к нему пожаловали представители власти, он ответил, что отомкнуть двери ему нечем. Ломать дверь никто не решился. Варламова пытали, потом вывезли из Арефина и столкнули в овраг. Николай Фёдорович остался хромым на одну ногу.

Да и священнослужителей не миловали. О. Алексий (Магницкий) арестован в октябре 1930 года и приговорён к трём годам лагеря. О. Александр (Воскресенский) арестован в декабре 1937, а в январе 1938 расстрелян. О. Владимир (Соколов) арестован в ноябре 1937года и в этом же году расстрелян. Дьякон Василий Орлов арестован в декабре 1937 года, в январе 1938 года расстрелян. О. Феликс (Козельский), 1891 года рождения, арестован в ноябре 1937 года и тоже расстрелян.

Храм закрыли, с икон сняли драгоценные оклады, но растаскивание внутреннего убранства церкви было предотвращено. В середине Великой Отечественной войны храм ожил, в нём снова начали служить. Однако, как нам рассказали,

18 сентября 1992 года в церковной сторожке был убит диакон Николай Смирнов. Грабители требовали у него ключи от храма, но он не выдал их, и пал от рук богоборцев.

Храм в с. Арефино. Иконостас.

Побывали семинаристы и в историко-краеведческом музее посёлка Вача, где им рассказали о становлении местной сталеслесарной промышленности и фабрике предпринимателей Кондратовых, вышедших из среды крепостных крестьян. Со времён Кондратовых, которые уехали после 1917 года за границу, Вача остаётся посёлком металлистов.

Сегодня здесь проживают шесть с половиной тысяч жителей, а предприятие продолжает выпускать свою продукцию. Если Д. И. Кондратов создал в 1830 году всего лишь небольшое производство столовых и хлебных ножей, то уже его сын получил в 1870 году в Париже большую золотую медаль на Всемирной выставке. Изделия, выпущенные в Ваче, получали награды и на выставках в Лондоне, Нью-Йорке и других крупнейших столицах мира. Сегодня бывшая фабрика Кондратовых превращена в ОАО «Труд».

Богата талантами Земля Русская! Что ни шаг, открывались участникам семинара интереснейшие страницы прошлого и настоящего Нижегородчины. Оказывается, связан Вачский район и с именем преподобного Серафима Саровского. Именно по его благословению здесь в старину построен монастырь.

Закрытие семинара 22 сентября почтила своим вниманием депутат Областного законодательного собрания.

Расставаясь с Вачским районом, молодые писатели признавались, что хотели бы побывать здесь ещё раз. Следующий семинар будет тем более интересным, что его участников пообещали повести в Серафимо-Дивеевский женский монастырь, где можно получить возможность приложиться к мощам преподобного чудотворца, к иконе Божией Матери «Умиление», пройтись с молитвой по Богородичной Канавке. Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы всего в 140 км от села Клин.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика