Председатель Госдумы встретился с детскими писателями

Накануне Международного дня защиты детей Сергей Нарышкин встретился с детскими писателями. Предваряя беседу, он подчеркнул особую важность детской книги.

«Знаменитые слова Владимира Высоцкого: «значит, нужные книги ты в детстве читал», - в наши дни все более актуальны. Национальная культура сохраняется, лишь когда передается из поколения в поколение. И детская литература – один из главных носителей культурных ценностей», - сказал С.Нарышкин.

Напомнив, что в России накоплен богатый опыт детского книгоиздания, С.Нарышкин отметил растущий спрос на детскую историческую литературу и указал на недостаток качественных современных научно-популярных книг для детей и подростков.

Позицию Председателя Госдумы полностью разделил писатель Валерий Шульжик, по словам которого России, если она не хочет превратиться в «большую бензоколонку», как никогда нужны умные, грамотные, любящие свою страну дети. Без хорошей, доброй литературы, уверен он, общество может скатиться к средневековью.

Участники встречи обсудили широкий круг препятствий, встающих на пути детской книги к своему читателю.

«Как пробиться к читателю, если книги стоят не дешево, а многие библиотеки, особенно сельские, находятся в нищенском состоянии и не могут пополнять фонды, вследствие чего детские книги издаются малыми тиражами - тысяча-две экземпляров», - сказал В.Шульжик.

Редактор-составитель журнала «Детская Роман-газета» Екатерина Рощина рассказала о несовершенстве системы подписки на периодические журналы, а глава редакции «Малыш» издательства «АСТ» Ольга Муравьева посетовала на отсутствие системы рекомендованных ставок, из-за чего художники-иллюстраторы находятся буквально на грани выживания.

Генеральный директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов указал на недостатки и внутренние противоречия технического регламента Таможенного союза в части полиграфии и детского книгоиздания, что уже привело к путанице и многочисленным судебным искам, а в будущем может парализовать книгоиздание.

Писатели поделились с Сергеем Нарышкиным своими предложениями, которые, по их мнению, должны помочь детской литературе в современных условиях подняться на качественно новый уровень.

Так, писатель Александр Дорофеев предложил создать интернет-портал, где можно будет не только узнать о новинках детской литературы, но и прочитать критические статьи, а председатель Товарищества детских и юношеских писателей России Ирина Репьева - создать фонд поддержки детской литературы.

В числе проблем называлась также низкая мотивация к чтению у современных детей. Повысить интерес к книге, по мнению писателя Александра Торопцева, способны различные детские литературные конкурсы, и в частности, всероссийская литературная олимпиада, которую он предложил учредить на федеральном уровне. А детский поэт Светлана Войтюк подчеркнула значимость живого общения писателя с аудиторией.

Заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев убежден, что ни увеличение тиражей, ни рост количества книжных магазинов не заставят население покупать книги, тем более, что многие уже давно предпочитают электронные версии. По его словам, в сложившейся ситуации может помочь только «агрессивная реклама».

Главный редактор интернет-портала о детской литературе «БиблиоГид» Алексей Копейкин важным условием развития современной детской литературы назвал свободу творчества. «Не надо ничего запрещать. Нужно любое явление - нравится оно или нет - делать достоянием общественного обсуждения. Должны быть разные мнения», - сказал он.

Руководитель Аппарата Госдумы Джахан Поллыева, в свою очередь, призвала в детских литературных произведениях избегать межрелигиозных и межнациональных столкновений. Литература для детей должна быть не агрессивной и не должна подталкивать к совершению неправомерных поступков, подчеркнула она.

http://www.duma.gov.ru/news/274/700350/

 

Интервью генерального директора и главного редактора ИД «Веселые картинки» Инны Антипенко: "Начать, наконец, РАБОТАТЬ. Поверьте, это наше главное желание..."


- Инна Васильевна, в последнее время вокруг «Веселых картинок» много разных слухов и предположений. Говорили, что должен был появиться солидный инвестор, и именно с возможным ребрендингом связано временное «исчезновение» журналов Вашего издательства из киосков и почтовой сети. Так что же произошло на самом деле?

Да, мы переживаем очень трудный момент, пожалуй, самый сложный за всю историю "Веселых картинок". Для того чтобы разобраться в ситуации, необходимо вспомнить некоторые факты. С 1992 года журнал существует как независимое издание. Учредители - члены трудового коллектива. Думаю, это уникальный пример стабильности для современных СМИ. Чего только не было за последние двадцать лет в нашей отрасли! Безудержный рост цен на полиграфические услуги и бумагу, бесконечная почтовая перестройка, иждивенческий инфантилизм и вечно растущие аппетиты розницы… Все эти годы наши журналы существовали благодаря прежде всего поддержке наших читателей, большим подписным тиражам.

- А как пришла идея расширить тематический ряд изданий?

Мы шли вслед за интересами нашей читательской аудитории. Так появились журналы «Филя» (познавательный), «Эскиз» (об искусстве), «Синдбад» (о путешествиях), «Пампасы» (для подростков) и «Трамплин» (единственный в России журнал для детей о спорте). Конечно, это было коммерчески рискованно, но безумно интересно и захватывающе. Мы работали день и ночь. Наш коллектив и тогда был небольшим, а гонорары и зарплаты совсем несерьезными (как, впрочем, и сегодня). Но мы верили в успех, и читатели нас активно поддерживали. Это было красноречивей критики не верящих в будущее отечественной детской периодики скептиков, предрекавших победу бесконечным клонам Микки-Мауса. А мы в это время выпускали 6(!) ежемесячных журналов для детей общим тиражом более 500 тыс. экземпляров!

- С чем связано, как Вы думаете, существующее сегодня общее падение тиражей печатных изданий?

Прежде всего это кризис интереса к чтению. Впервые об этом всерьез заговорил Российский Книжный Союз. Более 10 лет назад его председатель Сергей Вадимович Степашин начал объединять усилия всех заинтересованных сторон в пропаганде чтения. Начало это процесса я хорошо помню, т.к. «Веселые картинки» являются членом Союза практически с его основания. Всегда активно помогали редакции в борьбе за чтение и наши верные друзья и коллеги – библиотекари и педагоги! Да еще, конечно, неравнодушные родители, бабушки и дедушки, которые сохраняли, несмотря ни на что, замечательную отечественную традицию семейного чтения. Именно домашнее чтение во все времена было не только развлекательным, но прежде всего познавательным, способствовало диалогу поколений в семье. Не это ли действенное средство профилактики социального сиротства, являющегося настоящей бедой для современного общества! Вроде звучит как-то научно, скучно, а на самом деле это же замечательно - собраться всей семьей за хорошей книгой или журналом, читать вслух веселые стихи и сказки, решать литературные ребусы и викторины...

- Сейчас о проблемах чтения много говорят и на правительственном уровне. Следующий год - Год чтения.

И это просто прекрасно. Наконец общими усилиями общества и государства предпринимаются серьезные меры для решения очень важной задачи для нашего общего будущего - привлечения детей к активному чтению, которое является основой не только любого образовательного процесса... Это необходимо для становления личности в современном мире! Для этого и нужна детская периодика - помочь ребенку и взрослому найти нужный подход для познания окружающего мира через литературу, искусство. Ведь это не только дайджест, сборник лучшей литературы, но и воспитание привычки ориентироваться в информационном потоке. Я всегда выступала за то, что просветительские издательские программы для детей должны более активно поддерживаться государством (налоги и т. д.). Особенно это важно для журнальных проектов. Объясню свою позицию. Издания должны быть доступны каждой семье не только по цене, но и по способу доставки. К сожалению, сегодня мы столкнулись с массовым закрытием книжных магазинов и киосков. Остаются только почта, которой нужны государственные дотации, и, конечно, библиотеки.

- А как сложные задачи продвижения чтения соотносятся с условиями ведения бизнеса?

Отечественная детская печать с качественной литературой при полном отсутствии рекламных бюджетов никогда не была инвестиционно привлекательной. Ну, если только незатейливые сборники детских анекдотов и шуток, сдобренные кроссвордами и раскрасками. Да еще если напечатаны они в ближнем зарубежье и стоят… соответственно. А иначе ты всегда в "зоне риска". Поэтому нас никогда не жаловали в супермаркетах, аэропортах и т.д. Ну куда детским журналам со старыми добрыми сказками до глянца и гламура! Спасибо, последнее время "совком" перестали называть!

- Звучит все достаточно пессимистично...

Давайте тогда лучше о творчестве... Я всегда говорю коллегам: работать с детьми и не быть оптимистом нельзя. Вот мы и стараемся не только чаще улыбаться и шутить (это наш «фирменный» редакционный стиль), но и постоянно придумываем поводы порадовать наших читателей. Вот так из многочисленных встреч на Днях подписчика по всей стране уже более 10 лет назад родилась идея театрализованных представлений с участием "Веселых человечков". Мы проехали с ростовыми куклами наших героев сотни городов и поселков на Урале, в Поволжье, Татарстане, Башкортостане... Это были праздники чтенияи рисунка, театрализованные представления-конкурсы "Веселое детство". Тысячи детей приняли в них участие не только в России, но и за рубежом - в Болгарии, на Кубе, в Швейцарии, в Германии... Только в Индии, в Нью-Дели, более 5 тысяч детей побывали в нашем игровом павильоне, где им рассказывали о России на английском и хинди!

- Инна Васильевна, расскажите о выставке в Третьяковской галерее.

Это было главное событие в год 55-летнего юбилея "Веселых картинок". Все было достаточно неожиданно, поэтому сжато по срокам (три месяца на подготовку) и очень ответственно. Ведь мы впервые показывали большую часть коллекции работ известных художников, работавших в разное время в нашем журнале. К тому же залы, предоставленные нам Третьяковкой, предполагали возможность интерактивного пространства для посетителей с детьми (1000 кв. м), да и время выставки располагало к этому (два месяца, включая Новый год и каникулы). Что-то нам удалось, но многое из задуманного осталось нереализованным. Конечно, не хватило денег, были проблемы со спонсорами... Но праздник состоялся, было много отзывов в прессе и на ТВ. Некоторые посетители (иногда целые семьи) приходили на выставку по несколько раз, видимо, хотелось подробно рассмотреть все рисунки знаменитых художников. Мы очень благодарны сотрудникам Третьяковки, которые не только поверили в успех этого проекта, но и помогали нам советом и делом.

- Так что же произошло в прошлом году?

К сожалению, сошлись несколько крайне неприятных для нас обстоятельств. Во-первых, весной прошлого года мы... оказались на улице. Арендодатели попросили срочно освободить помещение на Таганке, которое мы занимали несколько лет. Переехать нам было очень сложно из-за огромного архива редакции, обширной библиотеки, а главное, коллекции рисунков детей и художников ВК (насчитывает более 2000 единиц хранения). Впервые за историю редакции "поплыл" производственный график. А тут еще накопившиеся долги розничных контор, сокращение тиражей в некоторых регионах... Неожиданно нам перестало переводить подписные деньги МАП (Межрегиональное агентство подписки). Так как на тот момент тираж МАП составлял примерно 60% общего подписного, мы, естественно, "встали". Переговоры закончились неудачей, дело перешло в Арбитражный суд. Деньги, собранные Агентством еще в апреле-мае 2013 года на 2-ое полугодие, мы до сих пор не получили! Ждем уже третье судебное слушанье, готовим дальнейшие судебные иски. Конспирологические теории строить не хочу, но налицо - нарушение МАП условий Договора, по которому Агентство является лишь посредником между подписчиками и издательством. О моральной стороне дела могу добавить, что подобное отношение к многолетнему партнеру (более 10 лет) и старейшему российскому отечественному бренду трудно назвать профессиональным и соответствующим этическим нормам.

- Несмотря на эти сложности, сегодня вы говорите о перезапуске проекта ВК?

Да. Поддержали нас читатели, благодаря которым мы собрали очень хорошую подписку во всех регионах страны. Верный партнер Агентство "Роспечать" активно продолжает наш уже 20-летний совместный проект по почтовой подписке, есть очень хорошие заказы по рознице, а главное - у нас появился настоящий дом. Позади долгие годы «скитаний» по родному городу (только за последние 5 лет - 3 адреса)... По решению Правительства Москвы нам выделено здание в центре города. Мы благодарим всех неравнодушных к детской теме "государевых людей" и общественных деятелей, и прежде всего мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина и председателя Мосгордумы Владимира Михайловича Платонова. Только внимание и поддержка этих людей помогли осуществить нашу заветную мечту. Это небольшой, но очень уютный дом, в нем мы сможем разместить и архивы, и коллекции, а главное – начать, наконец, РАБОТАТЬ. Поверьте, это наше главное желание.

Текст: Юлия Герасимова.

http://www.veselyekartinki.ru/main/index.html

16 мая 1924 года, в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка»

90 лет назад, 16 мая 1924 года, в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка». Вспомним обложки журнала разных лет!

 

 

 

Писатель Николай Иванов в передаче "Вечерний дилижанс"

В.В.Путин о Русской Православной Церкви

Смотреть ещё

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика